Полиция Лондона ищет таинственного убийцу, охотящегося на женщин в ночные часы. Им и в голову не приходит обратить внимание на скромного ученого Генри Джекилла, занятого поисками средства, призванного усовершенствовать человека, уничтожить в нем пороки и криминальные наклонности.
Испытание препарата на себе приводит к самым чудовищным последствиям и дает прямо противоположный эффект, внешность и характер Джекилла подвергаются ужасной трансформации и он превращается в неуравновешенного, безжалостного безумца, дьявольски сильного и злобного мистера Хайда. Начинается жестокая битва двух «я», сражающихся за душу одного человека...
Фильм снят по мотивам повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886).
Из-за действия в 1941 году печально знаменитого кодекса Хейса большую часть фильма пришлось сильно смягчить по сравнению с оригинальным фильмом 1931 года. Так, например, Айви Питерсон из проститутки стала служанкой в баре.
Спенсер Трейси изначально хотел реалистично подойти к истории своего героя, избавив ее от мистического налета. Актер был разочарован тем, что продюсеры, купив права на сценарий 1931 года, настаивали на традиционной версии сюжета.
Первоначальным выбором студии на заглавную двойную роль был Роберт Донат.
Спенсер Трейси так стремился скорее приступить к съемкам, что отказался от предложенной ему главной роли в романтической комедии «Филадельфийская история» (1940) (в результате его заменил Кэри Грант).
Айви Питерсон в оригинальной повести отсутствует — этот персонаж взят из фильма 1931 года.
Концепция двух возлюбленных Джекилла/Хайда, аристократичной Беатрикс Эмери и простолюдинки Айви Питерсон, впервые возникла в пьесе «Доктор Джекилл и мистер Хайд», адаптированной драматургом Т.-Р. Салливаном для театрального актера XIX столетия Ричарда Мэнсфилда. В оригинальной повести не упоминается какого-либо любовного увлечения Джекилла или Хайда.
Спенсер Трейси хотел, чтобы обеих героинь — и Беатрикс Эмери, и Айви Питерсон — сыграла одна актриса и предлагал на эту роль Кэтрин Хепберн. По мнению актера, такой ход удачно усилил бы идею того, что добро и зло живет в каждом человеке.
Первоначально Ингрид Бергман была приглашена на роль Беатрикс Эмери, а Лана Тёрнер — на роль Айви Питерсон. Однако Ингрид Бергман сочла роль Айви более интересной для себя и убедила продюсеров поменять их с Ланой Тёрнер ролями.