Бывший комдив Котов, несправедливо осужденный в 30-е годы как враг народа, чудом выжил и был отправлен на войну обычным рядовым бойцом штрафного батальона. Воевал, как все: в грязи, холоде и голоде, не заглядывая в будущее больше, чем на один день, да и тот надо было суметь прожить. Прожить и выжить в аду, которым была военная передовая. Его спасла вера. Вера в свою страну, вера в Бога и вера его дочери Нади в то, что отец жив...
Своей искалеченной судьбой заплатил комдив Котов за восстановление доброго имени. Он возвращается в дом, воспоминания о котором давали ему силы все эти страшные годы. Но то, что ждало в этом доме, его потрясло. Все изменилось, его хрупкий мир рухнул. Котову снова придется сражаться. За свое имя, за свою честь, за свою любовь, за свою Цитадель...
Телевизионная версия «Утомленных солнцем 2» по сравнению с полнометражными картинами это «более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение», — признается Никита Михалков. Отдельно снятые серии и целые линии с новыми героями и сюжетными коллизиями, не вошедшие в игровую версию, позволяют более детально раскрыть характеры персонажей и получить в результате многоплановую историческую сагу о Великой Отечественной войне.
Прежде чем приступить к съемкам, режиссер изучил сотни страниц документов, воспоминаний и писем того времени, которые до последнего времени скрывались в архивах ФСБ. Поэтому каждое событие картины, ее детали и образы исторически достоверны.
В картине задействовано беспрецедентное количество актеров массовых сцен — несколько десятков тысяч человек. И для каждого артиста художниками и консультантами по историческому костюму под руководством Сергея Стручева был создан соответствующий образ. Режиссер утверждает, что можно безбоязненно вывести на крупный план любого участника массовых сцен, и он будет одет, загримирован и причесан с той же тщательностью и с той же степенью достоверности, что и главные персонажи.
Командой художников во главе с Владимиром Арониным были построены несколько масштабных объектов, в том числе мост через реку Клязьма, церковь и сама цитадель (9 метров в высоту и 100 метров в длину), вокруг которой было вырыто несколько километров полнопрофильных окопов с траншеями, блиндажами, землянками и всеми необходимыми фортификационными сооружениями. Все объекты, включая цитадель, были построены заранее, за год до начала съемок — для того чтобы вписаться в местность и приобрести естественный вид во избежание ощущения новодела.
Особое внимание было уделено военной технике. Использовалась как аутентичная техника и оружие, так и специально изготовленная. Игровой транспорт тех времен приходилось ремонтировать и реставрировать прямо на съемочной площадке. В съемках задействованы: десятки танков Т-34, немецкие танки, советские дивизионные противотанковые пушки, немецкие противотанковые пушки, катюши, немецкие мотоциклы, сохранившиеся полуторки военных лет. Десятки полуторок были изготовлены специально для съемок.
Съемки проходили в Гороховце, Таганроге, Горбатове, на подмосковном полигоне Алабино, в Праге, на станции Шушары в Санкт-Петербурге, в Кунцево на так называемой «ближней даче» Сталина и в павильонах Мосфильма. Дача, где в 1994 году проходили съемки первого фильма «Утомленные солнцем», принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. Большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина дома, поэтому для съемок «Предстояния» и «Цитадели» эту обстановку пришлось полностью воссоздавать уже в павильонах Мосфильма.
Осторожно: дальнейшие факты могут содержать спойлеры ▼
Новые эпизоды «прольют» свет на многие неясные моменты киноэпопеи. Например, только из телесериала зрители смогут узнать, кто в 30-х годах спас Митю от самоубийства? Почему онемела Надя? И что случилось, когда вместо советского солдата она вынесла с поля боя офицера СС? Как Мите и Котову удалось живыми выбраться из окопов после самоубийственной лобовой атаки плацдарма, если обратный путь им преграждали заградотряды? Что в юности подвигло Сталина стать революционером, и почему на самом деле Котова объявили врагом народа?