К старому профессору Сретенскому с его устоявшейся жизнью и порой нелепыми, но дорогими сердцу привычками, приезжают его непутевая дочь и юная внучка. О любви и нетерпимости этих людей друг к другу, порождающих конфликты, об умении понимать и прощать...
Съемки фильма проходили в Ленинграде — на улицах, площадях и набережных города на Неве, а также в павильонах «Ленфильма».
Сценарий картины «Монолог» Евгений Габрилович позднее переработал в новеллу «Отец и дед», которая вошла в опубликованную в 1975 году автобиографическую книгу «Четыре четверти».
Эпизод знакомства Сретенского и Котикова был взят Евгением Габриловичем из собственной жизни. Однажды к драматургу, отмечавшему свой пятидесятилетний юбилей, пришел студент Высших режиссерских курсов Глеб Панфилов и заявил, что прочитав в журнале «Красная новь» за 1939 год раннюю повесть Габриловича «Случай на фронте», захотел поставить по ней свой дипломный фильм. После долгого разговора Панфилову удалось убедить автора повести написать сценарий. Именно так началась работа над картиной «В огне брода нет» (1967).