Голем («неоформленное тело») — в еврейских фольклорных преданиях глиняный великан, оживляемый магическими средствами. Согласно легендам о Големе, из красной глины вылепляют человеческую фигуру ростом с десятилетнего ребёнка, а затем оживляют либо именем Бога, либо словом «жизнь», написанным на его лбу.
Голем неспособен к речи и не обладает человеческой душой, подобно Адаму до получения им от Бога «дыхания жизни». Голем необычайно быстро растёт и скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет порученную ему работу (и в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т. п.).
По первоначальному замыслу создателей, кладбищенские сцены фильма планировалось снимать на реальном еврейском кладбище, однако еврейская община запретила съёмки. Тогда Пауль Вегенер вместе с художником Гансом Пельцигом и оператором Карлом Фройндом задекорировали настоящий лес под кладбище, что придало сценам сочетание эффекта реальности и искусственности.
Осторожно: дальнейшие факты могут содержать спойлеры ▼
При съёмках сцены оживления мёртвого Голема, по словам сорежиссёра фильма Карла Бёзе, «не годились ни технические, ни физические, ни химические приёмы и способы». Расчёт делался на воображение зрителя и на иллюзию. Сцена оживления была реализована простой заменой объекта на живого актёра. Для этого Альберту Штайнрюку, который играл раввина, потребовалось изобразить неловкость при чтении пергамента до такой степени, чтобы казалось, что он вот-вот его уронит. В этот момент, когда взгляд зрителя был устремлён на лицо актёра, объект подменялся живым актёром — Паулем Вегенером.