Герой фильма вынужден жениться, так как у него полно долгов, а 24 франка в день составляют 8000 с лишним франков в год одной только ренты, и к тому же на браке настаивает отец невесты, но в дело вмешивается лошадь, предпочитающая итальянскую соломку.
Козаков придумал своему герою Ахиллу де Розальба нетрадиционную сексуальную ориентацию, направленную на Фадинара. Миронов же в свою очередь отплатил сполна — в один из съемочных дней, находясь спиной к камере, в самый серьезный момент улыбнулся и показал Козакову целый ряд золотых зубов, использовав для этого фольгу от шоколада. Козаков, естественно, раскололся, результатом чего явился здоровый смех, и 50 метров пленки было безнадежно испорчено.
«Соломенная шляпка» сослужила Миронову и Гурченко не только хорошую службу. Режиссер Эльдар Рязанов не утвердил их обоих по причине легковесности и водевильного имиджа на роли Жени Лукашина и Нади Шевелевой в «Иронии судьбы». Но по этой же самой иронии судьбы Рязанов как бы извинился перед ними, вставив в свою всенародную сказку фрагмент из «Соломенной шляпки», которую герои смотрят по телевизору в волшебную новогоднюю ночь.
Съемки велись в интерьерах старинного петербургского здания, где расположился Дом литераторов и в Тарту, Эстония.