Как ни банальна фраза «наутро проснулся знаменитым», именно она напрашивается, если говорить о том, как пришла слава к Пачино. В 1972 г. режиссер Ф. Коппола пригласил на одну из двух главных ролей в фильме «Крестный отец» этого малоизвестного театрального актера. В правильности выбора сомневались руководители фирмы «Парамаунт», выражали опасения специалисты по вкусам публики. «Некрасив и непрезентабелен», - говорили они. Но постановщик упорствовал. И оказался прав.
Майкл - младший сын главы одного из кланов нью-йоркской мафии Вито Корлеоне - человек с университетским образованием, мягкосердечный, добрый, правдивый юноша в конце картины не только жестоко, коварно, изобретательно уничтожает всех своих противников и становится «крестным отцом» - главарем клана - но и превращается в расчетливого лжеца, неподвластного каким бы то ни было эмоциями.
Съемки показали, что невысокий, темноглазый, темноволосый, типичный итальянец, - не только талантлив, но и предельно целеустремлен, одержим делом. Его природная сдержанность неожиданно сменялась бурными вспышками темперамента в ключевых сценах, что придавало рисунку роли остроту и непредсказуемость. Он принес на экран резкость пластики и непривычную систему поведения. Все это сразу выдвинуло Пачино в первый ряд мастеров американского кино.
А до этого были долгие годы работы во внебродвейских театрах. И хотя многие его роли того периода были отмечены почетными премиями, ни славы, ни богатства сценическая деятельность ему не принесла. В отличие от театра за игру в кино Пачино не получал премий, хотя в 70-е гг. четырежды выдвигался на «Оскара». Зато его нетребовательность к комфорту и гонорар за «Крестного отца» позволили обрести независимость, а к выбору ролей он стремился все годы на сцене, предшествовавшие его кинематографическому дебюту.
Пачино отверг больше предложений, чем многие актеры получают за всю жизнь. Этим объясняется, что за девятнадцать с лишним лет экранной работы он сыграл лишь семнадцать ролей. Постепенно начал вырисовываться и круг предпочитаемых им образов. Как правило, в 70-е гг. это были изгои общества или люди, добровольно оказавшиеся за его пределами. К первым можно отнести наркомана из «Паники в Ниддлпарке» (1971), с которой, в сущности, началась его работа в кино; выпущенного из тюрьмы арестанта в «Пугале» (1973); бывшего солдата, ставшего налетчиком в «Полдне скверного дня» (1975). Ко второй - роли «по другую сторону закона»: адвоката из знакомого нам фильма «И правосудие для всех» (1979) и полицейского из «Серпико» (1973). В последней роли Пачино просто удивителен. Скупо, нигде не пережимая, он показывает трансформацию своего героя. Вначале это - наивный идеалист, воспитанный на романах и фильмах о доблестных полицейских, искренне убежденный в полезности и необходимости своей деятельности. В конце - сломленный, загнанный в угол, ни во что не верящий и всего боящийся человек.
Учитель Пачино Ли Страсберг когда-то правильно отметил, что он - актер не представления, а переживания, который не столько играет своих персонажей, сколько становится ими. Но именно эмоциональная сторона жизни этого актера не дает достаточно материала для изображения романтически настроенных или обремененных бытом людей. Он - человек без семьи, живущий затворником, впуская в свой дом и в свою душу лишь немногих. (В семидесятые годы он был дружен с актрисой Джил Клейберг, в восьмидесятые - с партнершей по трем сериям «Крестного отца»«, Дайаной Китон.) Это его личное человеческое качество несомненно сказалось в картинах «Бобби Дирфилд» (1977) и «Автора! Автора! « (1982), где в первом случае - вольной экранизации романа Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы» (в нашем прокате фильм так и назывался) - ему пришлось изобржать пылкого любовника, а во втором - драматурга, любящего мужа и отца большого семейства. После этих двух неудач Пачино решил повторить успех Майкла Корлеоне, снявшись в фильме Б. Де Палмы «Лицо со шрамом» - современном римейке гангстерского фильма 30-х. Но его все время сковывал рисунок роли, прочерченной полвека назад Полом Муни, которому его заставляли следовать.
В середине 80-х Пачино вообще исчез с экрана. Писали, что он бросил съемки в ленте «Путь Карлито», хотя должен был получить за них 4 млн. долларов. Наотрез отказался от весьма выигрышной роли в «Рожденном 4 июля». Причина?N Увы, банальна. Сильно пил. В конце концов пришлось лечь в клинику общества «Анонимные алкоголики», где его вылечили не только от пьянства, но и от курения. Используя собственный печальный опыт, Пачино снял еще в 1985 г. на собственные деньги фильм «Позор округи», в котором появился таким, каким был в то время. Но на экран он решил выпустить эту горькую исповедь лишь в 1989 г., когда вновь вернулся в кино.
Рубеж 90-х Пачино отметил двумя новыми актерскими работами. Создал карикатуру на своего привычного героя-гангстера в «Дике Трейси» У. Битти (1989) и в последний раз сыграл своего Майкла Корлеоне в третьей серии «Крестного отца» (1990). В первом случае он показал злобного горбуна с холодными глазами, волчьим оскалом улыбки и прилизанными на косой пробор волосами: гротеск получился весьма точным. Во втором - его герой как бы проделал обратный по сравнению с первой серией путь: постаревший дон с ежиком седых волос и иссеченным морщинами лицом всеми силами стремится к респектабельности. Все чаще Пачино прибегает и к комедийным обертонам («Франки и Джонни», 1991; «Запах женщины», 1992 - премия «Оскар» за лучшую мужскую роль года).
В 1993 году Аль Пачино был номинирован на «Оскар» сразу по двум номинациям! В фильмах «Американцы» и «Запах женщины».
Фильм «В поисках Ричарда» был режиссерским дебютом Аль Пачино, он так же сыграл в нем Ричарда III.
После завоевания «Оскара» за ленту «Запах женщины» Аль Пачино больше ни разу не номинировался на эту престижную премию. Зато был трижды лауреатом премии «Золотой Глобус», начиная с 2000 года. Первая награда являлась премией Сесиля Б. Де Милля, за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Фильм «Китайский кофе», вышедший на экраны в 2000 году, получил хорошие отзывы. Он был снят ещё в 1997 году, но показан лишь три года спустя. Продюсером фильма был сам Аль Пачино и в основном картина состоит из диалогов двух главных героев между собой. «Китайский кофе», вместе с фильмами «Местный стигматик» и «В поисках Ричарда», продюсером которых также являлся Аль Пачино, были выпущены специальной серией DVD-дисков, названых «Аль Пачино: Актёрский взгляд». Для этих дисков актёр записал пролог и эпилог к каждой из трёх лент.
Аль Пачино отверг предложение стать прототипом Майкла Корлеоне в компьютерной версии игры «Крёстный отец». В результате Electronic Arts было запрещено использовать образ актёра и его голос в игре, хотя сам персонаж там появляется. Однако он дал согласие на использование своего образа в компьютерной игре «Scarface: The World Is Yours», созданной на основе фильма «Лицо со шрамом».
В 2002 году Аль Пачино снялся в триллере Кристофера Нолана «Бессонница». Здесь он играл детектива, разыскивающего убийцу, сыгранного Робином Уильямсом. Как и в «Донни Браско», актёру снова приходится играть измученного, страдающего персонажа. Фильм был успешен, получил 92 % в рейтинге Rotten Tomatoes и собрал 113 миллионов долларов США по всему миру. Его следующая работа, «Симона» — одна из любимых картин самого актёра — не была признана успешной и не получила ни положительных отзывов, ни достойных кассовых сборов. В том же году он сыграл публициста в картине «Нужные люди». Этот малобюджетный фильм не удостоился большого внимания, несмотря на сильную игру актёра. В 2003 году Пачино откликнулся на просьбу друга, Мартина Бреста, снимавшего его в знаковой картине «Запах женщины», и снялся в небольшой роли в его новом фильме «Джильи». Фильм провалился в прокате и к тому же был принят в штыки как кинокритиками, так и простыми зрителями.
Следующий фильм был более успешным. Актёр вместе с Колином Фарреллом сыграл в боевике «Рекрут». Следующим проектом, в котором Пачино участвовал, стал минисериал компании HBO Ангелы в Америке, в котором он играет адвоката. За эту роль в 2004 году актёр получил свой четвёртый «Золотой глобус» как лучший актёр. В этом же году он снялся в роли Шейлока, в экранизации Майкла Рэдфорда «Венецианский купец». В отличие от привычного образа злодея, Аль Пачино решил добавить в эту роль немного трагедии, заставляя сопереживать персонажу.
В картине «Деньги на двоих» Пачино играет азартного владельца букмекерской конторы. Его партнерами по фильму были Мэттью Макконахи и Рене Руссо. Фильм впервые был показан 8 октября 2005 года года и в целом получил смешанные отзывы.
20 октября 2006 года Аль Пачино стал 35 лауреатом премии Американского института киноискусства за жизненные достижения. 22 ноября 2006 года университетское философское общество дублинского Тринити-колледжа наградило актёра званием почётного патрона общества.
Аль Пачино снялся в фильме Стивена Содерберга «Тринадцать друзей Оушена», сыграв владельца крупных казино, злодея Уилли Бэнка, перешедшего дорогу Дэнни Оушену и его команде. Помимо самого Пачино, картина собрала ещё целую россыпь кинозвезд первой величины, таких как Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Деймон, Энди Гарсиа и Эллиотт Гулд. В итоге фильм получил очень хорошие отзывы.
В следующей картине состоялось историческое воссоединение на экране Аль Пачино и Роберта Де Ниро, которые до этого не появлялись на экране вместе 13 лет. Объединила актёров работа над картиной «Право на убийство», в котором оба играют детективов, ищущих серийного убийцу. Помимо них, одной из звезд фильма также является рэпер 50 Cent. Премьера картины состоялась 12 сентября 2008 года. Несмотря на желаемое публикой воссоединение двух знаменитых актёров в одном фильме, сама лента получила достаточно низкие оценки.
В 2010 году актёр снялся в телефильме «Вы не знаете Джека», основанном на реальных событиях, сыграв роль доктора Джека Кеворкяна, известного патологоанатома, практикующего эвтаназию. Фильм принес актёру множество престижных наград, среди которых его вторая премия «Эмми» и пятый «Золотой глобус».
5 сентября 2011 года, на 68-м Венецианском кинофестивале, Аль Пачино был удостоен специального приза «за вклад в кинематограф».
13 февраля 2012 года был награждён президентом США Бараком Обамой Национальной медалью в области искусств за вклад в развитие американского театрального и киноискусства.
Личная жизнь
В вопросах личной жизни актёр всегда был скрытен. В середине 80-х он избавился от пристрастия к алкоголю, а в 90-х смог бросить курить. Он имел множество романтических отношений, среди которых была и Дайан Китон, его партнёрша по «Крёстному отцу». Отношения, начавшиеся во время съемок, завершились после окончания съемок второй части трилогии.
В 1977 году, на съёмках «Бобби Дирфилда», познакомился с Мартой Келлер, с которой начались отношения, не прекращающиеся до настоящего времени.
Хотя Аль Пачино никогда не был женат, он имеет троих детей. 16 октября 1989 года преподавательница актёрского мастерства Яна Тэррант родила ему дочь, Джулию Марию Пачино. Он также имеет близнецов Антона Джеймса и Оливию Роуз, родившихся 25 января 2001 года, чья мать — актриса Беверли Д`Анджело, с которой он встречался с 1996 года по 2003 год. В настоящее время Аль Пачино старается составлять свой график так, чтобы иметь возможность как можно больше времени проводить со своими детьми.
В 2011 году стало известно, что Служба внутренних доходов подала иск в суд на Аль Пачино, заявив, что он должен правительству 188 283 доллара 50 центов в качестве неуплаченных налогов. Представитель Аль Пачино обвинил в случившемся бывшего бизнес-менеджера актёра Кеннета Старра. В суде выяснилось, что за несколько лет Старр украл у Аль Пачино, Умы Турман и Сильвестра Сталлоне суммарно около 30 миллионов долларов, за что и получил 90 месяцев тюрьмы.
Накануне 75-летнего юбилея стало известно, что актер может впервые в жизни вступить в брак. Избранницей Пачино стала 35-летняя актриса Люсила Сола, которая сыграла в сериалах "Кости", "Политиканы" и нескольких других проектах. Пара вместе уже пять лет, и Аль Пачино не раз заявлял, что у него самые серьезные намерения. "Конечно, это возможно, что я женюсь. Но, кажется, что об этом неуместно говорить. Я никогда не говорю никогда", – заявил легендарный актер в интервью американскому журналу Total Film. Он также признался, что его подруга настолько хороша, что он впервые в жизни задумался о браке.