Шелтон Джексон «Спайк» Ли родился 20 марта 1957 г. в Атланте, Джорджия, США.
Несомненный лидер афро-американской кинокультуры 80-90-х годов. Критики называют его «черным Вуди Алленом» — и за внешнее сходство (если не обращать внимания на цвет кожи, они действительно похожи) и за одержимость одной темой. Только Ли интересуют отношения не между еврееями и неевреями, а между неграми и белыми, причем он в своих фильмах гораздо конкретней и злободневней интеллектуала Аллена.
Начало карьеры
Сын интеллигентной семьи, матери Жаклин Шелтон, преподавательницы искусства и литературы (с акцентом на черных писателей), и отца Уильяма Джеймса Эдварда Ли III, джазового музыканта и композитора.
Шелтон вместе с семьей перебрался из старорежимной Джорджии в цивилизованный Бруклин, Нью-Йорк, когда был совсем маленьким.
Именно мама придумала ему в детстве прозвище «Спайк» — то есть «Шип»
В Бруклине он пошел в среднюю школу Джона Дьюи. Ли записался в колледж Морхауз, где в 1977 г. снял свой первый студенческий фильм «Last Hustle in Brooklyn» и получил образование со степенью бакалавра в области массовых коммуникаций. Также Спайк посещал режиссерские курсы в Университете Кларка Атланты. В 1978 г. он окончил нью-йоркскую университетскую школу искусств и стал магистром изящных искусств в кино и телевидении.
Карьерный рост
Фильм-диссертация Спайка, названный «Joe's Bed-Stuy Barbershop: We Cut Heads», стал первым студенческим фильмом, который был показан в Центре исполнительного искусства имени Линкольна на Новом Кинофестивале новых кинорежиссеров.
В 1985 г. Ли начал работу над своим первым игровым фильмом, «Ей это нужно позарез» , об амурных похождениях негритянки из Бруклина, одного из объектов которой сыграл он сам. С бюджетом в 175 тыс. долларов, фильм был снят за две недели. После релиза картины в 1986 г. бокс-офис одних только Соединенных Штатов составил 7 млн. долларов.
«Ей это нужно позарез» проторил Спайку еще одну карьерную дорожку. После того как организация руководителей рекламных и маркетинговых служб компании «Nike» посмотрела фильм Спайка, он получил работу режиссера для рекламных роликов «Nike». Также Ли через одно из маркетинговых крыл своей производственной компании становился режиссером рекламных видео для «Converse», «Jaguar», «Taco Bell» и «Ben & Jerry's».
Начав с комедий, Спайк Ли перешел к более жесткому кино, показав в картине «Делай как надо» (1989) взрыв насилия, который прорвал назревший нарыв взаимной вражды между белыми и черными. Пытаясь дойти до самых корней исторической вражды, Ли опирается на то, что «секс и расизм идут рука об руку» — Ку-клукс-клан появился в целях защиты белых леди-южанок от негров. Фильм «Лихорадка в джунглях» (1991) он посвятил памяти черного юноши, которого убили, заподозрив в том, что он пришел на свидание к итальянке.
Фильмы Ли исследовали и выпускали на обозрение зрителей такие непростые проблемы, как расовые отношения, роль медиа в современной жизни, городская преступность и бедность и проблемы политического характера. Многие из его фильмов сопровождаются особенным музыкальным материалом.
Ему удалось убедить Нормана Джуисона, что именно негру следует снять фильм «Малькольм Х». Так, с благословения Норманна, он и стал ответственным за выпуск одной из самых известных его картин.
Стало известно, что на 2010 г. намечена съемка продолжения известного криминального фильма «Не пойман - не вор», где главные роли вновь сыграют Дензел Вашингтон и Клайв Оуэн.
Личное
Спайк Ли женат на Тоне Льюис Ли; у пары родилось двое детей, первый из которых, дочка Сатчел, родилась в декабре 1994 г.
Он не умеет водить автомобиль.
Спайк просто фанат фильмов Майкла Мура и большой фанат английского клуба «Арсенал».
Призы, награды и номинации
Фильм Спайка «Делай как надо» стал номинантом на «Оскар» в категории Лучший Оригинальный Сценарий в 1989 году. Многие люди, включая представителей Голливуда, таких, как Ким Бэсинджер, верили, что фильм непременно станет номинантом как Лучшая Картина, но фильм не был выдвинут в этой категории, и Лучшей Картиной того года стал фильм «Шофер Мисс Дэйзи».
Его документальный фильм «4 маленькие девочки» также был номинирован на «Оскар» как Лучший Документальный Фильм в 1997 году.
2 мая 2007 г. на 50-м Международном Кинофестивале в Сан-Франциско он удостоился режиссерской награды Киносообщества Сан-Франциско.
За фильм «Когда рушатся плотины: Реквием в четырех актах» о последствиях урагана «Катрина» и неэффективной работе государственных служб по организации помощи пострадавшим режиссер получил высшую журналистскую награду имени Джорджа Полка.
Помимо перечисленных ниже наград ( блок "Награды и премии" ) Спайк Ли также удостоился:
2004 г. Приз-инновация Американского Фестиваля черного кино.
2002 г. Специальный приз Британской Академии кино- и телеискусства.
1998 г. Приз «Золотой Сателлит» за Лучший Документальный Фильм, «4 маленькие девочки».
1997 г. Фильм «Садись в автобус» особо отмечен Международным Кинофестивалем в Берлине за Показательную Работу Актерского Ансамбля.
1992 г. Режиссерская награда «Gotham Awards».
1990 г. Победа в номинации Лучший Режиссер, фильм «Делай как надо», Чикагской Ассоциации Кинокритиков.
1989 г. Победа в номинации Лучший Режиссер, фильм «Делай как надо», Лос-анджелесской Ассоциации Кинокритиков.
1987 г. Победа в номинации Лучший Первый Фильм, «Ей это нужно позарез», приз «FINDIE Awards».
1986 г. Приз Каннского Кинофестиваля, фильм «Ей это нужно позарез».
1986 г. Приз «Нового Поколения Режиссеров» Лос-анджелесской Ассоциации Кинокритиков за фильм «Ей это нужно позарез».
1983 г. Приз Студенческой Академии за работу над фильмом «Joe’s Bed-Stuy Barbershop: We Cut Heads».