Родился 30 июля 1957 года в Москве.
Отец — актер и режиссер Евгений Ташков, мать — актриса Екатерина Савинова. Учился в Школе-студии при МХАТ (1975). Окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (1978, курс А. Г. Бурова) и стал актером Малого театра. 1979-1987 — актер ЦАТСА. С 1987 — актер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина.
Бывшая супруга Eлена Скороходова
Андрей ТАШКОВ: "Я был трижды женат - на двух актрисах и одной неактрисе"
Актер и режиссер Андрей Ташков, которого мы знаем по главным ролям в "Сыщике", "Адвокате", "Подростках", - человек философского склада. В старину о таких говорили: "Ни слова в простоте". Встретились мы в обычном гостиничном номере, где Ташков заваривал кипятильничком в кружке чай. Надо признать, что у Андрея открытая, светлая, очень красивая улыбка. Во всем остальном он крайне строг, сосредоточен, суров и очень умен. К такому, как говорится, без словаря не подходи.
— Сегодня в российской киноиндустрии бал правят крепкие кланы. Они регулярно заявляют о себе серьезными работами и участием в брендовых телепередачах, входят в состав жюри на различных кинофестивалях. Я имею в виду Михалковых, Бондарчуков, Янковских, Тодоровских. Почему Ташковы не входят в эту обойму? Ваш отец Евгений Иванович Ташков — талантливый кинорежиссер, снявший гениальные "Приходите завтра", "Адъютант его превосходительства", "Уроки французского", его жена Татьяна Ташкова — известная актриса и в придачу тетя Ася из рекламы. У вас у самого — ряд запомнившихся киноработ. Опять-таки ваша супруга Елена Коренева — актриса, обожаемая миллионами.
— С чего вы взяли, что Елена Коренева — моя супруга? Я холост.
— Другими словами, живете с ней в гражданском браке?
— Ни в каком не живем. И женаты никогда не были. А то, что нас видели вместе, еще ни о чем не говорит.
— Ой, бросьте! А как же многочисленные совместные интервью, участие в передаче "Пока все дома", где вы выступили единой ячейкой общества?
— Принимать участие в проекте и быть мужем и женой — две большие разницы. Вам, журналистам, дай волю — все раздуете до безобразия. Мы действительно лет пять-шесть прожили вместе. Затем, когда ресурс взаимоотношений исчерпался, расстались. Если люди встретились, они вовсе не обязаны до гроба быть вместе. Вначале взаимоотношения строятся, далее в них, как правило, появляется трещина, затем все рушится. Не буду утверждать, что нарыв зрел, зрел, а потом его резко прорвало. Мы как встретились, так и разошлись.
— Безболезненно?
— Абсолютно. Остались в замечательных отношениях, сейчас у вас в Киеве вместе снимаемся. Я со всеми расстаюсь хорошо. А что касается так называемых кланов, это опять-таки не более чем ваша журналистская припечатка. Большие талантливые семьи, занимающиеся одной профессией, лично я кланами не считаю. А по поводу участия в жюри конкурсов и фестивалей подумал бы, нужно мне это или нет, но меня никто не приглашал занять там председательское кресло. Был гостем "Киношока", не более.
— Может ли существовать между Ташковыми и перечисленными выше семьями конкуренция?
— Представьте: закончили вы институт и волей-неволей начали конкурировать со своими однокурсниками, затем — со своим поколением. Если намерены вечно доказывать свое превосходство, останетесь в проигрыше. Знаете, почему? Да потому, что годы проходят и на вашу беговую дорожку ступают новые люди — молодые, сильные. Для них это первый забег, а у вас за плечами десятый круг. Однозначно проиграете. Вывод прост: перед собой нужно ставить внутренние задачи, решение которых развивает вас как профессионала, личность. А соревноваться публично — глупо и бессмысленно.
— 10 лет вы проработали в Театре имени Пушкина, затем ушли в никуда. Неужели лишь потому, что неохота было ни с кем в открытую конкурировать?
— Дело в другом. На определенном этапе я уже не видел смысла выходить на сцену. Главные причины, по которым я уходил, — низкий уровень выпускаемых спектаклей, смешная оплата и высокая занятость. Именно она съела мою жизнь. В том же Театре имени Пушкина пять баллов можно поставить двум-трем спектаклям, не больше, а в репертуаре их 28.
— В труппе по отношению к вам существовала некая настороженность: дескать, пришел сын Ташкова, значит, автоматически станет любимчиком у главного, кроме того, кто-то из актеров начнет подлизываться, чтобы перед знаменитым папочкой словечко замолвил?
— Если к педагогу приходит абитуриент — сын его приятеля-кинорежиссера, он приглядывается к пареньку с большим пристрастием, нежели к остальным. Уже на подсознательном уровне предъявляет ему куда более жесткие требования, поскольку это человек из профессиональной семьи. Вот и все!
Что касается пересудов в театре, то все зависит от твоего характера и внутренних установок. Если все разложить по полочкам, то расхожее мнение: дескать, люди, у которых знаменитые родители, c самого рождения на особом счету, распадется как карточный домик.
— В фильмах "Подростки", "Сыщик", "Адвокат" у вас главные и серьезные роли. Наверняка после вам не раз предлагали материал помельче да поcерее. Соглашались, чтобы не потерять форму и заработать или гордо отказывались?
— Так ведь не поступают все предложения сразу. Хорошо бы — принесли 250 сценариев — сиди, читай, выбирай. Ну а если их ровно два — куда денешься? Начинаешь соображать, какое из двух зол худшее и нужно ли ввязываться в авантюру из-за заработка. Хотя лично я от ерунды частенько отказываюсь. Деньги не должны быть основой, они просто должны быть.
— Часто сидите без работы?
— Бывает.
— Чем в такие периоды занимаетесь, на что живете?
— Занимаюсь исключительно собой. А живу на то, что заработал до творческой паузы. Специально на черный день никогда не откладываю, чтобы его тем самым не приближать. С деньгами нужно вести себя спокойно, без зависимости. И жить, как говорится, по-богатому.
— Можете кутнуть, проиграть гонорар в казино?
— Я слишком азартен, поэтому не позволяю себе даже на пушечный выстрел подойти к таким заведениям.
— Хорошо. А как насчет покупки 25-го шикарного костюма, который вам без надобности?
— У меня очень маленькая жилплощадь, лишние вещи туда просто не помещаются. Купюры трачу на то, что и обычные люди, — на еду, одежду. В основном, конечно, на книги.
— Компьютер у вас есть?
— А зачем он мне? Что такое компьютер? Источник получения информации. Какой информации? Любой. Как по мне, любая — значит, никакая. Вся нужная мне информация приходит сама по себе. Причем именно тогда, когда я готов ее принять.
— Ладно, с компьютером разобрались. А автомобиль имеется?
— Час от часу не легче... Конечно же, нет. Жил бы я в Аль-Дахо, там трассы свободные — без проблем купил бы машину. А в Москве, во-первых, огромные пробки, вечное напряжение: подрежут — не подрежут. Затем волнение: украдут — не украдут, какую марку купить. Это все геморроидально. Я поступаю проще: ловлю машину, называю нужный адрес, и никаких проблем.
— Ну хоть телевизор у вас имеется?
— Телевизор имеется, но идет постоянная внутренняя борьба: хочу свести к минимуму время пребывания с ним в компании.
— Я так понимаю, вы живете один?
— Один.
— И женаты никогда не были?
— Почему? Был, причем трижды. Каждый раз все это дело выливалось в определенную историю.
— Жены были актрисами?
— Две — да (но актрисы они неизвестные, их имена вам ничего не скажут), третья — нет. Кстати, первый раз я посетил загс далеко не в юном возрасте — в 28 лет.
— Отец одобрял ваш выбор?
— Как вы себе это представляете? Я что, должен прийти к отцу и спросить, можно мне жениться или нельзя? Да никогда в жизни! Я все решаю только сам.
— Долго вы со своими женами прожили?
— С первой год. Со второй — лет шесть-семь. У нас с ней подрастает 11-летний сын. Я с ним вижусь, но не часто.
— Что так? Мама не разрешает?
— При чем здесь мама? Видимся столько, сколько я считаю нужным. С третьей супругой прожил года три.
— И с Еленой Кореневой лет пять-шесть. Что-то мне подсказывает: жены вас не особо выдерживали.
— Люди вступают в брак по разным причинам. Кто-то из-за боязни одиночества, кто-то по любви. Кто-то желает создать семью, чтобы найти точку опоры. А когда теряется мотивация, брак распадается. А еще люди разбегаются по причине неудобоваримости характеров. В моем случае присутствовали все эти причины до единой.
— Ваш партнер по фильму "Сестры по крови" Николай Добрынин рассказывал, что, расставаясь с женщинами, обычно обставлял ситуацию так, чтобы все думали: это не он их — они его оставили. А потом еще прощение вымаливал.
— Это еще зачем?
— На всякий случай.
— (Долго думает). Возможно, Коля прав. Но я никогда прощения не просил. Какое "прости"? У меня не получается расставаться по некой определенной схеме, пытаюсь быть развивающейся системой. Если заранее расписать, как все произойдет, значит, изначально омертвить ситуацию.
— Наверное, в быту вы сложный человек?
— Характер — это защитный буфер от любых жизненных катаклизмов. Набирая такие вот буферы, вы определяете манеру поведения, с которой в дальнейшем себя же ассоциируете. Нужно научиться сегодня быть одним, завтра — другим, послезавтра — третьим. Скажем, сегодня я выбрал для себя ту форму, в которой вы меня застали. Но это не говорит о том, что завтра я буду такой же. Поэтому не стоит делать вывод, сложный я в быту или нет. Я разный.
— Одному вам жить не одиноко?
— Еще неизвестно, кто из нас более одинок. К примеру, возвращаетесь вечером с работы в свою двухкомнатную квартиру, где, кроме вас, еще пятеро. С одной стороны, каждому кажется, что его ждет дружная семья. А с другой — подумайте, что происходит в душе, когда переступаете порог дома? Домашние ведь тоже приходят, перегруженные дневными проблемами. В результате возникает отрицательный сгусток энергии, который здорово на всех давит, и вы внутренне зажимаетесь, отстраняетесь. Если постоянно бок о бок тереться, очень хочется побыть одному. Это тонкая ситуация. Удержать можно лишь то, что ты готов потерять.
— Зритель привык видеть актера Андрея Ташкова в ролях вдумчивых, философских. Сегодня вы снимаетесь в легком, незатейливом сериале "Сестры по крови" производства компании "Стар Медиа", где ваш герой — бандит Крокодил — уж больно мрачен. Не сомневались, прежде чем дать согласие?
— А я не знаю, к чему привык зритель и что он в целом обо мне думает. Безусловно, нужно делать все, чтобы работа понравилась. Но при этом отслеживать в первую очередь собственное внутреннее развитие. Нет, над "Сестрами по крови" не раздумывал. Предложили -согласился.
— Своего бандюгана Крокодила вы лепили с какого-то конкретного типа или сами эдакую мрачность придумали?
— В свое время я как режиссер поставил спектакль "Кофе с Бибо" (второе название — "С добрым утром, любимая"). Сюжет взят из жизни, мне эту историю рассказал попутчик в поезде. Участвуют три персонажа — муж, жена, любовник (он же мужнин начальник), который регулярно отправляет рогоносца в командировки. Однажды этот горе-муж шестым чувством понимает: "Дома неладно". Раньше времени возвращается, по хаотично разбросанным вещам вычисляет, что оказался прав и что соперник спрятался в шкафу. Будучи человеком военным, хряпает рюмку водки, вешает на шкаф мишень и из табельного оружия выпускает в дверь всю обойму. Естественно, убивает любовника, но срок ему дают не за убийство — за неосторожное обращение с оружием.
Так вот, история эта стопроцентно правдивая, но смотрится она как выдумка. Диалоги же придуманы мной от первого до последнего слова, но воспринимаются как реальная магнитофонная запись разговора близких людей. Это я к тому, что если мы начнем подробно переносить своих знакомых на сцену или на экран, значит, уйдем далеко от правды. И наоборот. Поэтому говорить, что я видел человека, схожего с Крокодилом, — ерунда собачья. Все выдумано.
— Чем сегодня занимается ваш отец Евгений Ташков?
— Преподает во ВГИКе режиссерский курс.
— Снимает что-нибудь?
— У него есть сценарий о жизни Достоевского, но отец пока не может запуститься.
— Сына своего Андрея Ташкова часто снимает?
— Только в "Подростках".
— Что так?
— Ответ прост: хочешь разрушить взаимоотношения — задействуй в фильме родственника. В обычной жизни мы, как правило, закрываем глаза на ошибки близких. Что-то замыливаем, а позитивные черты, наоборот, выдвигаем на передний план. Но если предстоит серьезная работа, нужно искоренить свою любовь к этому человеку. А по окончании процесса вновь ее воскресить. Представляете, сколь сложный процесс?
— Но ведь жену Татьяну отец занимал практически во всех своих картинах.
— Этот вопрос к нему, а не ко мне. Они — муж и жена. И больше я ничего не скажу. Какая разница? Я объяснил, почему папа лично меня снимал мало. Хотя в целом где предлагал, там я и работал.
Ольга КУНГУРЦЕВА "Бульвар Гордона"