Детство. Учёба. Война
Дирк Богард родился 28 марта 1921 г. в Лондоне в аристократической семье голландско-бельгийского художника и шотландской актрисы. Отец был художественным редактором "Лондон Таймс".
Дирк Богард окончил Политехническую школу искусств и Королевскую академию искусств, работал художником и играл в небольших окраинных театрах.
Войну провел в армии с 1941 по 1946 гг., принимал участие в военных действиях Второй мировой войны в Европе и на Дальнем Востоке. А вернувшись в Лондон, долго не мог найти места в театре - старые друзья, успевшие стать знаменитыми (Питер Устинов, например), не изъявили никакой готовности помочь ему. Он почти нищенствовал, но страдал главным образом от сознания своей никчемности. Случай привел его в корпорацию "Рэнк", сначала на радио, а потом и на киностудию.
Начало карьеры
Помедлив на старте, вскоре он рванул вперед с неожиданной скоростью, играл все больше, все лучше и все в лучших и лучших фильмах. Его карьера - уникальный пример постоянного восхождения к совершенству. Фильмы, в которых он начинал, сегодня справедливо забыты ("Танцуя с преступлением", 1947; "Жил-был веселый бродяга", 1948; "До встречи на ярмарке", 1950 и проч.), кроме популярной в 50-60-е годы "докторской серии" ("Доктор в доме", 1954 и везде и всегда, вплоть до "Доктора в отчаянии", 1963).
Жизнь Богарда изменили встречи с мировыми режиссерами - Джозефом Лоузи, Артуром Шлезингером, Лукино Висконти, Лилианой Кавани, Райнером Вернером Фасбиндером, Аленом Рене. Именно с Лоузи началась эта настоящая жизнь.
Работа с Джозефом Лоузи
Их первая совместная картина "Спящий тигр" (1954) была только примеркой будущей работы. А роль лакея Баррета в "Слуге"(1963) впервые продемонстрировала актерские возможности Богарда. Никогда не учившийся актерскому мастерству в специальных школах, он интуитивно входил в образ и умел передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний. Баррет - иллюстрация известной диалектики господина и слуги: слуга, пошлый и примитивный, даже неопрятный, потихоньку подчиняет себе своего высокородного, но безвольного хозяина.
Почти все герои Богарда - люди "отклоняющиеся", мучающиеся раздвоенностью, неисполнимыми желаниями, терзаемые комплексами. После "Слуги" Богард работал с Лоузи еще трижды. Союз увенчался "Несчастным случаем" (1967), где автоавария провоцирует выплеск внутренней драмы стареющего интеллигента, мечущегося между чувством вины и маниакальным вожделением. Богард показал человека, который, сознавая свою незаурядность, мучается элементарной завистью к мужским успехам удачливого приятеля.
Луккино Висконти
Самая большая удача в жизни Богарда - участие в фильмах Висконти. В "Гибели богов" (1970, в европейском прокате "Проклятые" ) он играл Фридриха Брукмана, по трупам идущего к власти и богатству. Висконти снимал фильм о зарождении нацизма и следовал фабуле шекспировского "Макбета", где Брукман как бы исполнял роль Макбета. Его руками истребляются члены семьи Эссенбек, крупных немецких промышленников - старый Иоахим и его наследник Константин. Но и сам Брукман попадает в смертельную ловушку. Богард в точности исполнил поставленную перед ним задачу - передать демоническое величие в грандиозности преступлений.
"Смерть в Венеции" (1971, по новелле Томаса Манна) - история ухода из жизни одинокого композитора, потрясенного красотой мальчика, которого он встретил на курорте Лидо (там, где теперь проходит Венецианский кинофестиваль). Страсть Ашенбаха к польскому мальчику - не просто гомоэротический импульс; Тадзио для него - символ недостижимости красоты, невозможности копировать ее. Эта работа требовала огромных душевных затрат, тем более что Богард не владел защитными методами профессиональных актеров, которые умеют расслабляться. У него пропало желание сниматься.
Работа с Лилианой Кавани
Лилиане Кавани пришлось долго уговаривать Богарда и даже прибегнуть к авторитету Висконти, чтобы занять его в фильме "Ночной портье"(1974). Сценарий долго пылился у него в подвале, но когда Богард все же решил прочесть его, то обнаружил в многословной шелухе драгоценное зерно - историю о необыкновенной любви бывшего эсэсовца и его жертвы - узницы концлагеря (Шарлотта Рэмплинг). Фильм вызвал скандал, цензура запретила его прокат в Италии за оскорбление нравственности. Миланский суд возбудил дело против Богарда, Рэмплинг и Кавани. Только благодаря энергии режиссера дело замяли. Публика валила на просмотры валом.
Личная жизнь
Автор нескольких автобиографических книг ("Форейтор, пораженный молнией", "Вверх и вниз", "Человек правил" ), Богард никогда не упоминает о своих любовных отношениях с женщинами - только о дружеских. Эта сторона его жизни закрыта наглухо. В кино же Богарду так часто приходилось играть гомосексуалистов, что даже родной отец относил его к этому племени.
В середине 1960-х Богард переехал в Прованс на Юге Франции, где жил со своим менеджером и давним компаньоном, Тони Форвудом (Tony Forwood). Когда Тони смертельно заболел в 1983 году, Богард вернулся в Англию и ухаживал за любимым до самой его смерти в 1988 году. В то время Дирк сократил свою работу в фильмах и осваивал другую профессию – писателя. В течение 1980-х и 90-х он издал 16 книг, в том числе 7 автобиографий и многочисленных романов.
Дирк Богард для многих так и остался личностью загадочной, воплощением интеллигентности, таланта, мастерства, аристократизма. Рано оставив работу в кино и уединившись в своей загородной вилле, он писал мемуары, эссе, романы, до сих пор не опубликованные на русском языке. Богард - легенда мирового кино - для многих стал символом свободы, независимости в творчестве, редкого умения ждать и находить свой путь в искусстве.
Последние годы жизни
С конца 1960-х Богард жил уединенно, на юге Франции, выращивал виноград и оливы, писал книги. В 1977 году он снимался в картине Алена Рене "Провидение", в роли сына старого писателя, адвоката, который в фантазиях отца предстает одним из персонажей будущей книги. Богард предложил режиссеру три трактовки роли: жестко-реалистическую, в духе комедии эпохи Реставрации, стилизацию шаблонного театрального негодяя. Рене попросил синтезировать все три образа - Богард сделал и это, добавив своему герою еще и черточки его экранного отца, сыгранного Джоном Гилгудом.
Последней выдающейся работой актера стала лента Фасбиндера "Отчаяние" (1978, по роману В.Набокова), в которой он играл русского эмигранта в Германии.
После инфаркта Богард вернулся в Англию, где его нашел Бертран Тавернье и уговорил сыграть вместе с Джейн Биркин в фильме, ставшем для Богарда последним - "Папина ностальгия" (1990).
На склоне лет Богард стал ярым защитником права на добровольный уход из жизни для смертельно больных людей. Последние три года жизни Дирк Богард был наполовину парализован, но даже это не помешало ему закончить книгу воспоминаний.
Умер Богард 8 мая 1999 года в Лондоне от сердечного приступа.