Биография
Питер Брук родился 21 марта 1925 года в Лондоне. Его отец Семен (Симон) Матвеевич Брук, выходец из Латвии, никогда не был состоятельным человеком. Во время войны он изобретал полевые телефоны, а потом сменил профессию инженера-электрика на инженера-химика. Мать была родом из немецкого района Прибалтики.
Творчество
Окончив в 1945 Оксфордский университет, Питер Брук стал режиссером Бирмингемского репертуарного театра. В дальнейшем работал с разными труппами, включая Королевский шекспировский театр (Стратфорд-он-Эйвон), Королевскую оперу «Ковент-Гарден» и коммерческие театры лондонского Уэст-Энда. Из его постановок особую известность получили спектакли «Король Лир» и «Сон в летнюю ночь».
Питер поставил целый ряд пьес Шекспира. Настоящей сенсацией стал спектакль «Ромео и Джульетта» (1947), вызвавший оживленные споры в английской театральной критике. Молодой Брук впервые использовал свою идею «пустого пространства», выкинув со сцены за полчаса до премьеры многие декорации.
Питер Брук мечтал работать в опере, так как «это был большой театр». В 1948-1949 годах на сцене Ковент-Гардена он выпускает «Бориса Годунова» Мусоргского, «Богему» Пуччини, «Свадьбу Фигаро» Моцарта, «Саломею» Рихарда Штрауса (сценография Сальвадора Дали).
В ноябре 1970 года Брук переехал в Париж, где возглавил Международный центр театральных исследований (МЦТИ), созданный под эгидой ЮНЕСКО и Международного института театра. В 1973-1974 годах работал в США, с 1974 года живет и работает в Париже.
«Махабхарата»
В 1985 году состоялась премьера инсценировки древнеиндийского эпоса «Махабхарата» – грандиозного мифопоэтического представления о судьбах человечества. За месяц до первого спектакля Брук прекратил репетиции, и труппа уехала в Индию, где в интенсивном режиме работала десять дней. Работа с оригиналом на санскрите началась еще в 1982 году, премьера частей спектакля состоялась в каменоломне близ Авиньона во время фестиваля, а полностью спектакль впервые показали в Париже. В 1987 году началось мировое турне англоязычной версии «Махабхараты».
Книги
Питер Брук читал лекции, проводил эксперименты, творческие мастерские. Постоянные размышления режиссера о законах и природе театра, неустанный поиск «живого театра» отразились в его книгах, изданных в разные годы: «Пустое пространство» (1968), «Блуждающая точка» (1987), «Секретов нет. Мысли об актерском искусстве и театре» (1993). В 1998 году выходит книга воспоминаний «Нити времени».
По словам Брука, ему ближе всего два драматурга – Шекспир и Чехов. «Им свойственна одна черта – они никогда не судят своих героев, не делят на хороших и плохих, а показывают их такими, какие они есть, позволяя зрителям самим оценить их, а это и есть самая возвышенная форма любви к людям. Эту универсальную форму любви к человечеству никто не сумел передать с такой силой, как Шекспир и Чехов».
Признание и награды
Командор Ордена Британской империи (1965), удостоен Ордена Кавалеров Почета (1998). Лауреат Европейской театральной премии (1989), Премии Киото (1991), Международной премии Ибсена (2008). Почетный доктор Университета Адама Мицкевича в Варшаве (2004). Награжден Театральной премией Лоуренса Оливье за вклад в театральное искусство (1984), Премией Британского круга критиков в категории лучший режиссер «Махабхараты» (1988).
Личная жизнь
Однажды на утреннем показе балета Питер увидел очень красивую девушку лет шестнадцати, которая разговаривала с его приятелем. Ее звали Наташа Парри. Это была мистика – в двенадцать лет Брук прочитал «Войну и мир» Толстого, после чего решил, что женится на девушке с именем Наташа, а для Англии это редкое имя. Брак оказался счастливым. Их дочь Ирина (1962) станет актрисой, а сын Саймон (1966) кинорежиссером.