Ранние годы
Родилась 25 сентября 1955 года в Ленинграде. Ее родители посвятили себя филологии и археологии, а Наташа сочиняла песни и исполняла их под гитару. В школе на литературных вечерах она читала стихи Пушкина, «Маленького принца» Экзюпери, но становиться актрисой не собиралась, мечтая о журналистике. Все изменилось в 13 лет, когда Наташа сыграла главную роль в детской картине режиссера Игоря Масленникова «Завтра, третьего апреля», и он посоветовал юной Наташе поступить на актерский факультет.
В Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии Наталью приняли сразу на второй курс, после дополнительного прослушивания, - на курсе А.Кацмана был недобор девушек.
В 1976 году закончила институт. В дипломном спектакле по пьесе Э.Золя «Наследники Рабурдена» она исполняла характерную роль мадам Вассар. На показе присутствовал руководитель БДТ им. М.Горького Георгий Товстоногов, он и пригласил Наталью в свой театр, где она проработала с 1977 по 1992 год.
Карьера
После смерти Г.А.Товстоногова Наталья Данилова ушла из БДТ в «никуда». Собиралась устроиться в Ботанический сад - ухаживать за деревьями, за цветами, но в тот момент ее пригласили в театр «Приют комедиантов», где она проработала с 1992 по 1994 год, сыграв главную роль в «Медее».
Благородная красота, интеллект, отличная школа отличают все работы этой уникальной актрисы. Темперамент и чувство меры позволяют создавать образы противоречивые, сложные, неоднозначные, – такие, как Настасья Филипповна из «Идиота», – именно на эту роль пришла актриса в театр им. В.Ф.Комиссаржевской в 2001 году. Занята в спектакле «Шут Балакирев», «С тобой и без тебя».
В кино дебютировала в 1969 году, в фильме «Завтра, третьего апреля...». Среди картин, в которых снималась актриса, - «Комедия ошибок», «Маленькие трагедии», «Повесть непогашенной луны», «Отцы и дети», «Владимир Святой», «Фуфель». В каждом из этих фильмов актриса создавала запоминающийся образ. В телефильме «Маленькие трагедии» - это княгиня Вольская - женщина, бросающая молчаливый вызов высшему обществу. Мужественная и стойкая революционерка Антонина Чумак в фильме «Кто заплатит за удачу». Остро мыслящая, крепко стоящая на ногах Одинцова в телефильме «Отцы и дети». Мягкая, восторженная провинциалка Пэт в фильме «Тайна «Черных дроздов». Хищная мещанка Ольга в фильме «Дублер начинает действовать». Символ женственности, счастливого материнства в фильме «Человек – невидимка».
Однако, пожалуй, самая известная роль Натальи Даниловой - милая и обаятельная сержант Варя Синичкина из фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в которую влюбился главный герой фильма Володя Шарапов (Владимир Конкин). Самым запоминающимся эпизодом по мнению актрисы был эпизод с подкидышем. «Моя героиня должна была перепеленать ребенка и взять его на руки. Но когда, приблизившись к столу, на котором лежал малыш, я разрыдалась и выскочила из павильона... Говорухин нервничал - вот уже несколько дублей я не могу выполнить простейшую задачу. Но как признаться, что я совсем недавно лишилась ребенка и не могу без слез проходить мимо витрин с детским бельем! Я горько плакала, уткнувшись в темную портьеру. За мной вышел Володя Высоцкий.. «Выпей!» - и я послушно хлебнула коньяку. Я все рассказала Володе: и про раннее замужество, и про криминальный аборт. А он научил меня, как сосредоточиться и взять себя в руки...»
Роль Вари Синичкиной принесла Наталье всесоюзную известность. Однажды на улице одна поклонница призналась актрисе: «В честь вашей Вари детей называют…»
Актриса в постоянном творческом поиске, и достойно прилагает свой талант в различные виды актёрского мастерства. Принимала участие в озвучании аудиокниг: «Капкан» Синклера Льюиса; «Тайна золотого мусорщика» Ч.Диккенза; «Золотая цепь» Александра Грина.
Личная жизнь
Перипетий, выпавших на долю Натальи, могло бы хватить на несколько сериалов. Свою первую любовь она встретила в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Красавец Асхаб Абакаров, приехавший в город на Неве из Дагестана, учился на режиссера. На четвертом курсе молодые люди сыграли свадьбу и уже планировали уехать из Ленинграда, но Наталью пригласили в Большой драматический театр - и не кто-нибудь, а сам главный режиссер Георгий Товстоногов. «Я сломала мужу судьбу, - признавалась Данилова. - Он был любимым учеником Тенгиза Абуладзе (грузинский режиссер, лауреат Каннского фестиваля), мог работать с ним в Тбилиси, но Асхаб вернулся ко мне, в Ленинград. Ему пришлось выбирать между любовью и карьерой. Это его и погубило».
Асхаб не мог найти работу в Ленинграде, перебиваясь мелкими заказами на документальные ролики. В киношных кругах о нем говорили исключительно как о «муже Натальи Даниловой». «В Грузии я видела его совсем другим: свободным, остроумным, щедрым, - вспоминала актриса. - Я не привыкла, чтобы у мужчины были проблемы...» Отношения разладились окончательно, когда Наталья сделала аборт. Асхаб на коленях умолял ее сохранить ребенка. Но у Даниловой были две веские причины отказать мужу. Не зная о беременности, она принимала сильнейшие гормональные препараты и теперь опасалась, что младенец родится больным. Да и потом - до декретного ли отпуска, когда впереди карьера и звездные роли? Больше детей у Натальи не было.
После развода с Асхабом романов у Натальи было немало, причем все ее кавалеры мечтали о серьезных отношениях - кто-то хотел немедленно жениться, кто-то сразу заводил разговор о ребенке. Но актриса остерегалась вновь связывать себя семейными обязанностями. Наталье нравилась ее новая свободная жизнь - поклонники, цветы, заманчивые предложения.
Как-то, проезжая по городу на такси, Наталья увидела бывшего мужа. В тот же вечер она позвонила Асхабу. «Я знала, что у него уже другая семья, но мы поняли, что спустя пять лет после расставания ничего не исчезло. И у нас по новой закрутился роман», - призналась актриса.
В одно из свиданий Асхаб предложил Наталье еще раз попробовать создать семью, но она не решалась. «Я могла бы жить с тобой только на необитаемом острове, - объясняла ему Данилова. - Ты до такой степени не приспособлен к жизни, что даже страшно». «Ничего, я скоро тебя освобожу. Что-то со мной случится...» - сказал в тот вечер Асхаб. Через день он уехал на съемки в горы и не вернулся в Ленинград, разбившись на машине по дороге в Махачкалу.
В 1989 году умер главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов. Его любимицу Данилову тут же «съели», лишив главных ролей. Кризис в театре совпал с развалом Союза, когда актеры из кумиров превратились в нищих. Наталья подумывала о том, чтобы навсегда бросить сцену. Именно в этот трудный момент актриса встретила мужчину, ради которого ей снова захотелось играть и жить. «Сергей был для меня всем - нянькой, мужем, любовником, другом», - рассказывала Наталья. Человек, далекий от мира кино и театра, он очень гордился женой-актрисой, каждый день привозил ей цветы. Когда Сергея останавливало ГАИ за превышение скорости, он с гордостью говорил: «Вы знаете, к кому я еду? К Варе из «Места встречи изменить нельзя»!» И его отпускали.
В 45 лет у Сергея случился инфаркт и сразу же инсульт. Чтобы ухаживать за мужем, Наталье пришлось оставить сцену. На жизнь актриса зарабатывала дубляжом. А когда на студии перестали платить, собирала бутылки - этого хватало на хлеб и молоко. Вот как она об этом вспоминает: «У мужа Сережи случился инфаркт и сразу же инсульт. В 45 лет. Это была катастрофа. Он в больнице, мама дома, а я ушла из театра. Спасал дубляж. Но скоро на студии перестали платить. По утрам я ходила гулять с собакой. Вижу, в траве бутылка лежит: «Никочка, берем!» - и в сумку. А потом я их сдавала в магазине и покупала хлеб и молоко. Но потом Сережа умер, до этого умерла мама, я очень сильно заболела. А мне даже воды подать некому. Вот это было страшно. Я лежала и просто умирала в полном одиночестве. Потом делала усилие, вставала и с гудящей головой шла по улице в ближайшую комиссионку с очередной хрустальной вазой. Получала деньги и покупала в аптеке аспирин. Слава богу, ничего есть не хотелось. Первое время я разговаривала сама с собой. Читала себе вслух книги, чтобы слышать свой голос. Ловила себя на том, что говорю с мамой, что-то отвечаю Сереже... И ничего, выжила!»
Сегодня Данилова по-прежнему одна. Говорит, что боится даже собаку завести - настолько страшно терять близкое существо.
Сегодня
Сегодня в жизни Натальи Даниловой наступила белая полоса. В 2005 году актриса после долгого перерыва вернулась на киноэкран в новом мистическом сериале «Богатыри Оnline». Фильм привлек ее тем, что в нем есть чеховские мотивы, которые близки актрисе по работам в БДТ. После этого Наталья Данилова снялась в сериале «Подлинная история поручика Ржевского» и в детективе «Секретные поручения». В 2007 году вышел сериал «Татьянин день», где актриса играет роль мамы Тани Разбежкиной - Веру Кирилловну. Работа интересная и напоминает актрисе молодые годы.
В 2009 году вышел сериал «Одна семья», где Наталья Данилова сыграла одну из главных ролей.