Сёдзи Курата родился весной 1946 года в Ибараки, пригороде нынешней Цукубы. И хотя японский кинематограф в годы его детства был на подъёме, родители готовили сына к другому: старики были уверены, что отпрыск станет профессиональным спортсменом. Действительно, к тридцати годам у Кураты уже было несколько чёрных поясов, пятый дан по каратэ, третий — по дзюдо и второй — по айкидо. Но широкую известность он получил не как спортсмен Сёдзи Курата, а как звезда азиатских боевиков Ясуаки — или даже Дэвид — Курата (впрочем, английский псевдоним за ним не закрепился).
Легенда Ясуаки Кураты начинается в 1971 году, когда 25-летний спортсмен приезжает в Гонконг в поисках работы. Фотогеничная внешность, хорошая фактура и беспрецедентные навыки бойца мгновенно привлекают к нему внимание рекламных агентов из «Shaw Brothers». Вообще-то на такой успех молодой актёр и рассчитывает: к прибытию в Гонконг у него за плечами театральный факультет Японского университета, а также актёрские курсы киностудии «Toei» — остаётся только поймать удачу. Молодой японец впервые появляется на экране в фильме «Король бокса» («Пять пальцев смерти»), первой китайской картине про кунг-фу, купленной для проката на Западе. А за последующие пару лет Курата снимается примерно в двух десятках фильмов студии «Shaw Brothers» —великолепно вписывается в амплуа и занимает нишу, которая давно пустовала.
После окончания Второй мировой и изгнания японских оккупантов из Китая обитатели Страны Восходящего Солнца прочно заняли место главных злодеев в китайском кино. Почти всегда этих злодеев играли сами китайцы: они мазали лицо углём и белилами, надевали самурайскую одежду и платья театра кабуки, пытались говорить с грубым акцентом и даже петь патриотические песни про микадо и камикадзе. Но тут появляется Курата — высокий, стройный, красивый и… опасный; достойный соперник для любого китайского героя.
В 1974 году Курата неожиданно возвращается на родину. Япония переживает пик популярности exploitation-фильмов о единоборствах, и звезда не может пропустить столь удобный момент. В том же году Курата знакомится с Сонни Чибой, и они снимаются вместе сначала в фильме «Прямой удар! Адский кулак» («Палач»), а потом в популярном телесериале «G-Men 75» и в фильме «Принцесса дракона».
Год спустя Чиба и Курата решают создать «Японский боевой клуб» — спортивную организацию, которая могла бы тренировать молодых актёров для более правильной и адекватной демонстрации боёв в жанровых фильмах. Впоследствии эта школа разделится на две самостоятельные: «Японский боевой клуб» останется в ведении Сонни Чибы, а Курата откроет «Боевой клуб Кураты».
Во второй половине 70-х японский кинематограф переживает тяжёлые времена. Из-за нехватки проектов многие актёры возвращаются на телевидение, но Курата предпочитает другой путь — он вновь отправляется в Гонконг. Здесь боевое кино снова на подъёме, и опытный актёр с международной репутацией оказывается звездой. В 80-е он уже вполне может выбирать себе роли, и амплуа злодея постепенно отходит в прошлое. В хрестоматийных картинах гонгонгских классиков —«Герои Востока» Лау Кар Люна и «Легенда о бойце» Юэнь Ву Пина Курата выступает антагонистом главного героя, но при этом антагонистом, заслуживающим всяческого уважения. Нужно сказать, что за годы работы в Гонконге Ясуаки Курата успел поработать на разных проектах с настоящими звёздами гонконгского кино, такими как Саммо Хунг, Джеки Чан, Джет Ли и другими.
Ко второй половине 90-х «золотой век» гонконгского кино подходит к концу, Курата продолжает участвовать в новых проектах в Гонконге, на Тайване и на Филиппинах, но основная работа ожидает его на родине. Мастеру уже давно за пятьдесят, и он не только старший сэнсэй «Боевого клуба Кураты», но ещё и глава рекламного агентства «Kurata Promotion», ректор частного колледжа «Университет творчества, искусства, музыки и социальной работы», а также главный директор «Всеяпонской лиги нунчаку-до» («Zen Nippon Nunchaku-do Renmei»). Он занят настолько, что не успевает работать над собственными продюсерскими проектами в большом кино.
В 2004 году Ясуаки Курата выпускает книгу мемуаров. О названии книги догадаться нетрудно — «Гонконгская звезда боевиков» и никак иначе.
Правда нет, нет да и находит время Ясуаки Курата, чтобы сняться в новом фильме, так в 2003 году вышел боевик «Жёлтый дракон», в котором он сыграл главную роль. А в 2006-м произошло то, о чём поклонники Кураты и Чибы уже и не мечтали – оба мастера вновь снялись вместе в боевом фэгтези фильме «Легенда о семи монахах» («Владыка грома»). Фильм поставил режиссёр Кэндзи Танигаки. В этой картине нет ни эпического пафоса, ни парафиновых слёз. «У всех режиссёров, которые начинали как постановщики боёв, есть одна общая слабость, — рассказывает режиссёр «Легенды о семи монахах» Кэндзи Танигаки. — Стоит им впервые попасть в режиссёрское кресло, и они сразу же стараются доказать свою творческую состоятельность — строят драму, разводят сопли. В отличие от них, я всячески пытаюсь этого избегать, ведь мой зритель ждёт совершенно другого».
Вы уже наверняка догадались, что «Легенда о семи монахах» — режиссёрский дебют Кэндзи Танигаки, который до этого более пятнадцати лет проработал в гонконгском кино как спортсмен и хореограф. Если вы видели хотя бы пару китайских фильмов с нехорошими японцами, скорее всего, Кэндзи был среди них. Танигаки — выпускник спортивной школы Ясуаки Кураты, хотя ученик и сэнсэй близко сошлись только в 1994 году на съёмках картины Гордона Чана «Кулак легенды». Там Курата играл учителя и друга Джета Ли, а Кэндзи маячил где-то в массовке. Роль у него была небольшая, но сэнсэй его приметил и стал приглашать в свои зарубежные проекты, а недавно сделал ему предложение, от которого отказаться было бы трудно: вместе снять хорошее олдскульное фэнтези. Кэндзи согласился: десятки его бывших соучеников о подобном могли только мечтать.
Вскоре эти однокашники стали толпами приходить на съёмочную площадку «Легенды о семи монахах», чтобы увидеть мастер-класс своего сэнсэя. Количество зрителей стало расти в арифметической прогрессии, когда выяснилось, что соперником героя Кураты в финальном поединке будет его давний коллега Сонни Чиба. Старики (а им обоим уже за 60) неделю демонстрировали такие чудеса ловкости и скорости, что киноплёнка за ними попросту не успевала.
Стать хорошим бойцом не просто, а стать хорошим сэнсэем сложнее в сотни раз. Сонни Чиба и Ясуаки Курата — хорошие сэнсэи. Они доказали это лет тридцать назад и с тех пор уверенно держат марку. Будем надеяться, что и в будущем они не раз ещё порадуют нас своими ролями в отличных фильмах.