Роман Полански родился во Франции, в Париже 18 августа 1933 года в еврейской семье. Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу. Во время немецкой оккупации мать погибла в концлагере Освенцим, отцу удалось выжить в концлагере Маутхаузен. Во время войны Полански попеременно жил в разных польских семьях. Он вспоминает, что фашисты использовали его как мишень на стрельбах. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, Полански нашёл себя на актёрском поприще, играя в театре, в радиопостановках и в кино. В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу, однако вскоре начинает работать на детском телевидении.
Польский период
Молодость Романа Полански пришлась на социалистический период в истории Польши. В 1953 году двадцатилетний Полански впервые получает работу как актёр: в 1955 году он снимается в фильме «Поколение» Анджея Вайды, который помог ему поступить в киношколу в Лодзи.
Одним из первых фильмов ужасов Полански была короткометражка «Убийство», в которой некто заходит в комнату и убивает спящего человека. Короткометражка длилась две минуты. Его ученический фильм «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе 1985. Полански окончил киношколу в Лодзи в 1959 году.
В 1959 году Полански женился на актрисе Барбаре Ласс, с которой прожил в браке до 1962 года. В том году Полански снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде», прохладно принятый в Польше, но произведший сенсацию на иностранных фестивалях и удостоенный номинации на «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Англо-американский период
После съёмок фильма Полански переехал во Францию, где познакомился с Жераром Браком. Вместе они написали сценарии фильмов «Отвращение» (получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале) и «Тупик» (получил «Золотого медведя»). Эти два фильма были сняты в Англии, где Полански жил с 1964 по 1968 годы.
В 1968 году, после женитьбы на американской актрисе Шэрон Тейт, которую он встретил на съёмках своего первого цветного фильма «Бесстрашные охотники на вампиров», он перебрался в США, дебютировав в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Главную роль сыграла Миа Фэрроу.
Успех Полански в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После убийства Полански на несколько лет уехал в Европу. Эта трагедия сильно повлияла на всё дальнейшее творчество режиссёра.
В 1974 году Полански возвращается в США, где снимает фильм по сценарию Роберта Тауна «Китайский квартал», в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. Фильм удостоился «Золотого глобуса» за режиссуру и был выдвинут на «Оскар» в 11 номинациях (почти во всех номинациях его обыграл «Крёстный отец 2»).
Уголовное преследование
В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Геймер, которую Полански пригласил якобы для съемки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик «квалюд» (метаквалон), после чего принудил её к оральному и анальному сексу. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством соглашения о признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора Полански был отпущен под залог, однако 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, он бежал из США в Великобританию (в Лондон), а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию.
Впоследствии, в печати всплыли и другие обвинения. Например, британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой овладел ею в парижском доме, во время съемок фильма «Пираты» в 1982 году, когда ей было 16 лет.
Французский период
Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции. В 1979 году вышла картина «Тэсс», за которую Полански был номинирован на «Оскар», а также получил премию «Сезар». Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет. Ранее, в 1976 году она снялась в фотосессии для французского журнала «Vogue», приглашённым редактором которого был Полански.
Два десятилетия после выхода «Тэсс» в творческом отношении сложно назвать удачными. В 1989 году третьей по счёту женой Поланского стала французская актриса и модель Эмманюэль Сенье; она родила ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах «Неистовый», «Девятые врата» и «Горькая луна». В 1999 году Роман Полански снял мистический триллер «Девятые врата», в котором главную роль сыграл Джонни Депп.
В 2002 году Полански наконец обратился к лично выстраданной для него теме холокоста. Этой теме посвящён его фильм «Пианист». Жюри во главе с Дэвидом Линчем присудило картине «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль актёр Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль.
Швейцарский арест
В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтобы получить награду за свою режиссёрскую деятельность. Организаторы кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, а также на основании международного ордера на арест 2005 года. Поскольку Полански признал вину и скрылся от суда, согласно американским законам принцип давности на него не распространяется.
Несколько десятков известных кинематографистов подписали обращение в поддержку Поланского. В их числе Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др. Известные актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили свое сожаление по поводу ареста Полански. За режиссера также вступился Никита Михалков. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссера. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански.
Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале состоялась премьера его нового фильма «Призрак»; фильм был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Поланского в США и освободили режиссера из-под домашнего ареста.
Основные темы
Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках. Многие из его картин (особенно классического периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, окончательная интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.
Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок. Зло у Поланского может принимать самые разные формы:
Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).
Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, Сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агенткой ЦРУ, инспирировавшей преступления всемирного масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров во главе с собственным братом («Оливер Твист»).
Влияние
Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра нео-нуар в 1990-е годы. Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии». Если Лодзь сформировал абсурдизм молодого Поланского, то Дэвид Линч, присудивший ему главную награду в Каннах, полюбил этот город в весьма зрелом возрасте, сняв здесь фильм «Внутренняя империя» (2006).