Его карьере во многом помог композитор Аарон Копланд (Aaron Copland), которого молодой музыкант настолько впечатлил, что он порекомендовал его Исраэлю Китковицу (Israel Citkowitz). Китковиц, также впечатленный даром молодого человека, стал его учителем; впоследствии Бернстайн говорил, что именно ему обязан своими достижениями.
Элмер Бернстайн стартовал как концертмейстер. Его вкладом во Вторую мировую войну стала драматическая музыка для шоу на радио 'Army Air Corps'. В 1949 году Бернстайном заинтересовался Сидни Бухман (Sidney Buchman), тогда вице-президент 'Columbia Pictures'; он и предложил Элмеру написать музыку к 'Saturday's Hero'' и 'Boots Malone' 1952 года.
Его карьера едва не прервалась в самом начале, причиной тому были печально известные 'черные списки' в 1950-х годах. Бернстайну оказалось очень нелегко находить работу, и на некоторое время он был вынужден писать для не самой бюджетной научной фантастики. В тот период он написал музыку для таких фильмов, как 'Женщины-кошки на Луне' (Cat-Women of the Moon) и 'Робот-монстр' (Robot Monster).
Поворотным пунктом карьеры стала для композитора драма 'Десять заповедей' Сесил Блаунт Де Милль. Сначала Элмеру предложили лишь написать танцевальную музыку для фильма, но вскоре ему была заказана музыка для всей картины.
Драма Отто Премингера 1955 года 'Человек с золотой рукой' (The Man With the Golden Arm) также стала очень значимым моментом для карьеры Бернстайна – именно с этого фильма он рискнул внести в американскую музыку для кино элементы джаза. Продолжением этого смелого начинания стали фильмы 'Сладкий запах успеха' (Sweet Smell of Success) 1957 года с его ритмами ночного Бродвея, и 'Прогулки по диким местам' (Walk on the Wild Side') 1962 года.
В 60-х настоящим прорывом Элмера Бернстайна стала незабываемая музыка для вестерна 'Великолепная семерка' (The Magnificent Seven). Это его марш-галоп звучал в течение многих лет, а позже играл в рекламном ролике с игарет 'Marlboro'. Кстати, именно с этих пор композитор стал в своем творчестве все чаще обращаться к вестернам. Он написал музыку к нескольким фильмам с Джоном Уэйном, среди которых - 'Настоящее мужество' (True Grit) и 'Самый меткий' (The Shootist).
В 70-х и 80-х годах к Элмеру Бернстайну часто обращались представители нового поколения фильммейкеров; в этот период его творчество можно проиллюстрировать картинами 'Зверинец' (National Lampoon's Animal House), 'Аэроплан!' (Aeroplane!), 'Полосы' (Stripes), 'Охотники за привидениями' (Ghostbusters) и многими другими.
Долгие годы продлилось сотрудничество Элмера с режиссером Мартином Скорсезе; он сочинил музыку для 'Мыса страха' (Cape Fear), 'Эпохи невинности ' (The Age of Innocence) и 'Воскрешая мертвецов' (Bringing Out the Dead).
Последнюю большую работу для кино он проделал в 2002 году, создав музыку к драме Тодда Хэйнса 'Вдали от рая' (Far From Heaven). За нее Бернстайн получил последнюю из 14 номинаций на премию Американской киноакадемии. Примечательно, что лишь однажды он стал обладателем заветной статуэтки 'Оскар'.
Вообще, с начала 1950-х годов он написал более 200 композиций для кино- и телефильмов в самых разнообразных жанрах.
Элмер Бернстайн скончался после длительной болезни 18 сентября 2004 года. В его последние моменты жизни с ним рядом была его семья - жена Ив и две дочери, Эмили и Элизабет. У Бернстайна осталось также два сына, Питер и Грегори