Настоящее имя — Морис Жюльен Мари Робине (Maurice Julien Marie Robinet).
Ранние годы
Родился 13 апреля 1927 года в Ницце, Прованс, Лазурный берег, Франция.
Родителя Мориса Роне были известными театральными актёрами. Его родители Эмиль Робине и Жильберта Дюбрёй, выступавшие на сцене под именами Эмиль Роне (Emile Ronet) и Пола Де Брёй (Paule De Breuil), рано приобщили своего единственного сына к театру: пока они были заняты в спектакле, Морис проводил время за кулисами. Неудивительно, что сын пошел по их стопам. Изучал актёрское мастерство у знаменитого актёра Жан-Луи Барро в Парижской консерватории (поступил туда в 1944 году).
Был художником, писал рассказы.
Перед зрителями юный Роне впервые предстал в небольшом швейцарском городке в 1941 году, ему тогда исполнилось 15 лет. Это была пьеса Саши Гитри «Столик на двоих» (Les deux couverts), в которой Эмиль Роне играл отца Мориса, а Жильберта была любовницей отца.
Карьера
Дебют в кино состоялся в фильме режиссёра Жака Беккера «Свидание в июле» (1949), в котором он сыграл Роже Мулана – роль, написанную Беккером специально для него. Кстати, родителей его в фильме играли его родители в жизни – Эмиль Роне и Пола де Брёй. Однако в тот период он почти не проявлял интереса к актёрской карьере. Сразу после этого фильма он женился на театральной актрисе и драматурге Марии Паком, и молодые сразу уехали в Прованс, где он попытался заняться керамикой.
Отслужив в армии, Морис Роне вернулся в начале 1950–х годов в Париж, продолжив обучение философии и физике, а также всецело отдаваясь своим увлечениям – литературе, музыке (пианино и орган), кино и живописи. Продолжал сниматься в небольших ролях и мечтал сам когда–нибудь стать режиссером. Однако постепенно в нём проснулся вкус к актёрской профессии.
Успешной стала роль Марка в картине Жака Девилля «Бесконечные горизонты» (1953), на МКФ в Канне Морис Роне заслужил лестные оценки критиков. Красивое и нервное лицо актёра, умение в ограниченном пространстве фильма сконцентрировано обобщить характер персонажа, те качества которые помогли Морису Роне выйти в ряд популярнейших актёров Франции 1960-1970-х годов. Мориса приглашают сниматься сразу в нескольких фильмах, в том числе и в романтической драме «Колдунья» с Мариной Влади. Фильм получил широкое признание и множество призов, включая главный приз Берлинского кинофестиваля 1956 года – «Серебряного медведя». В том же году Морис разводится со своей первой женой Марией Паком, хотя фактически их отношения прервались еще в 1954-м, и на период с 1958 по 1960-й год его подругой станет Анук Эме.
В 1960 году Роне снимается в драме Рене Клемана «На ярком солнце»: Ален Делон, сыгравший главную роль в этом фильме, станет его близким другом. Наиболее известной актерской работой Роне станет картина режиссера Луи Малля «Затухающий огонек» (1963), где он блестяще сыграл лечащегося от алкоголизма и безуспешно борющегося с приступами депрессии писателя Алена Леруа. Картина была восторженно встречена критиками и получила специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и приз итальянских кинокритиков.
С 1955 по 1975 гг. он снялся более чем в 60 фильмах. Ему доставались в основном роли самоубийц, убийц или жертв преступления, с трагической судьбой и депрессивным характером.
Среди лучших ролей — Жюльен Тавернье в остросюжетном фильме Луи Маля «Лифт на эшафот» (1958), Дикки Гринлиф в экранизации романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» — «На ярком солнце» (1960, реж. Рене Клеман), Ален Лерой в ленте «Блуждающий огонек» (1963, Спец. приз жюри МКФ в Венеции, номинация на «Оскар»), Поль в триллере Клода Шаброля «Скандал» (1966, Премия на МКФ в Сан-Себастьяне, 1967), Чарли в фильме Бертрана Блие «Отчим» (1981). С Клодом Шабролем они сделали вместе 4 фильма – «Скандал» (1966), «Демаркационная линия» (1966), «Неверная жена» (1968) и – вместе с Аленом Делоном и Роми Шнайдер – «Бассейн» (1969).
Его собственным режиссерским дебютом стала криминальная история, снятая в Барселоне «Вор из Тибидабо» (1964), где он сыграл и главную роль. Затем было два документальных фильма – про Индонезию и про строительство дамбы в Мозамбике.
Несмотря на предшествующий успех, 70-е годы были для Роне довольно хаотичными. Его выбор фильмов не всегда был оправдан и удачен. Чтобы заглушить накатывающие приступы меланхолии, он постоянно злоупотреблял алкоголем. Потеря матери также стала для Мориса тяжелым ударом – он почувствовал себя по-настоящему одиноким. Тем не менее, 70-е годы ознаменовались писательским дебютом Роне – в 1973 году выходит в свет книга «Остров драконов» - хроника создания снятого им документального фильма «К острову драконов». Еще позже, в 1977 Роне публикует «Ремесло актера» - откровенное размышление об актерской профессии.
Среди наиболее известных картин Роне в 70-80–х годах можно отметить: «Дон Жуан в юбке» с Робером Оссейном и Брижит Бардо, «Марсельский контракт» с Майклом Кейном и Энтони Куином, «Смерть негодяя» с Орнелой Мути и Аленом Делоном, «Кровные узы» с Одри Хэпберн.
Личная жизнь
Брак в 1950–м году с актрисой Марией Паком очень быстро закончился расставанием, а в 1956 году – и официальным разводом. Выйдя за него замуж, Мария пожертвовала всем, бросила актёрскую профессию и занялась живописью, но после развода, в том году она вернулась к актёрской деятельности.
В 1958–1960 гг. поддерживал отношения с актрисой Анук Эме.
В 1966 году сам спроектировал и построил виллу на Лазурном берегу в городке Бонньё.
У него есть сын Жюльен Робине (Julien Robinet, 1980 г.р.) от актрисы Жозефин Чаплин (Josephine Chaplin, третьей дочери Чарли Чаплина и Ооны О’Нил), с которой прожил с 1977 года до своей смерти. Официально они расписались в 1980 году.
Актёр скончался после тяжёлой болезни (от рака) 14 марта 1983 года в Париже, за месяц до своего 56–летия. Будучи уже смертельно больным, он до последних дней скрывал свой диагноз, чтобы уберечь от душевной боли родных, друзей и коллег. Похоронен на кладбище недалеко от собственного дома в Провансе.
С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek