С 1978 года живёт в Женеве (Швейцария) и имеет двойное гражданство Франции и Швейцарии.
Ранние годы
Родилась в городке Сулак-сюр-Мер в департаменте Жиронда, получила имя Мари в честь своих тёти и матери. Второе имя Майтена — баскского происхождения и означает «любимая»; оно достаточно широко распространено в Аквитании. Фамилия Думенак — каталанская: семья её отца происходит из деревни в Восточных Пиренеях.
Необычное имя и тот факт, что в своём творчестве Мари часто использовала фольклорные мелодии разных народов, породили слухи о её армянском происхождении. Семья была богатая, благовоспитанная, жила в доме, построенном ещё дедом Мари 1888 году на берегу океана. Родители обращались друг к другу на «вы», мать переодевалась к ужину.
Во время Второй мировой войны её отец оказался военнопленным в Германии, и семья будущей актрисы – матери и Мари и её сестры Александры – оказалась в нужде. По рассказам Мари, в 3 года над ней было совершено сексуальное насилие, последствия чего преследовали её всю оставшуюся жизнь. На время войны семья эвакуировалась в Кагор, в деревню своих предков Лавелане.
После возвращения домой отца в мае 1945 года, измождённого, худого и с пустыми глазами, семья переехала жить в городок Валлансьенн, где отец руководил мастерской железнодорожного строительства. Затем всё семейство перебралось в Париж.
Был период, когда в Мари проснулся интерес к религии и она стала серьёзно задумываться, не уйти ли ей в монастырь. Но начав учиться в Париже в Лицее Лафонтена, она почувствовала живой интерес к драматическому искусству, и это предопределило её судьбу.
Карьера
В 1959 году, в возрасте 20 лет, подменяя заболевшую сестру, Лафоре победила на конкурсе юных дарований. Через несколько лет, вместе с той же сестрой, Мари отправилась на прослушивание в театр, где её заметил режиссёр Рене Клеман, искавший героиню для своего нового фильма «На ярком солнце«. Сыграв в этой картине вместе с Аленом Делоном, девушка в одночасье стала знаменитостью и получила много ролей в 1960-х годах. Кстати, вспоминая эту работу, Мари рассказывала, что два главных исполнителя – Ален Делон и Морис Роне – были крайне высокомерны, неприятны и вели себя постыдно. Её воспоминания о съёмках с ними остались самыми негативными: «Никакого изящества. Два придурка…»
В этот период она вышла замуж за Жана-Габриэля Альбикокко, который снял её в некоторых своих работах, включая картину «Девушка с золотыми глазами», основанную на скандально известной повести Оноре де Бальзака. После этого фильма за Лафоре закрепилось прозвище «Девушка с золотыми глазами».
Лучшие роли сыграла в 1960-е годы: Матильда де ла Моль в экранизации романа Стендаля «Красное и чёрное» (1961, реж. Пьер Кардинал), Мари-Шанталь в криминальном триллере Клода Шаброля «Мари-Шанталь против доктора Ха» (1965), Эфтикия в картине Валерио Дзурлини «Они шли за солдатами» (1965), Анжели в ленте «Левиафан» (1962, реж. Леонард Кигель).
В 1970-х годах почти не снималась, полностью посвятив себя эстраде.
Начиная с 1980-х годов вернулась в кино, активно снималась в итальянских фильмах и телесериалах. Удача Мари Лафоре — роль Анны Антинари в телесериале Луиджи Перелли «Спрут 3» (1987). Номинировалась на «Сезар» в 1988 году за исполнение роли Лотты в военной комедии Жарара Мордилла «Смеющийся Фернан» (1987).
В Советском Союзе Лафоре была известна прежде всего по своим ролям в тандеме с Жан-Полем Бельмондо и известному телесериалу “Спрут”.
В театре два раза сыграла в спектакле «Мастер класс» Марию Каллас в 1999 и в 2008 году, за что оба раза была номинирована на престижную театральную премию Мольер.
Музыкальная карьера
Петь Мари тоже начала случайно. После продолжительной болезни в 1964 году ей был прописан курс музыкальной терапии, в рамках которой девушка должна была напевать простые, но жизнеутверждающие фолк-песни и научиться подыгрывать себе на гитаре. Первая же записанная ею песня становится хитом. Ее особая манера исполнения, простая и искренняя, не имела ничего общего с захватившими тогда французскую эстраду энергичными танцевальными ритмами.
В России Лафоре–певица была известна, к сожалению, лишь по её знаменитой песне «Манчестер и Ливерпуль» в интерпретации оркестра Поля Мориа, мелодия которой многие годы сопровождала прогноз погоды в программе «Время».
Нежный, мелодичный голос, несколько сотен записей. К сожалению, значительное количество записей ушло в архив, и теперь уже почти навсегда.
Личная жизнь
В 1961 году вышла замуж за режиссера Жана–Габриэля Альбикокко. Затем в её жизни был Пьер Корнетт де Сен–Сир, коллекционер произведений искусства, оценщик на крупных аукционах и писатель. Следующим её мужем с 1965 по 1967 гг. был бизнесмен, марокканец еврейского происхождения Жюда Азуэлос, затем с 1971 – бизнесмен и коллекционер произведений искусства Алан Кан–Срибер.
Мари Лафоре живет в Женеве. У нее трое детей: дочь Лиза Азуэло (р.1965), актриса и режиссер фильма «Лол» (2008); сын Жан Меди–Абраам Азуэло (р.1967), занимается в Швейцарии гостиничным бизнесом; дочь Дебора (р.1982), работает в издательском бизнесе.
Некоторое время она руководила художественной галереей, пробовала себя в журналистике, написала роман и автобиографическую книгу. В 1980 году вышла замуж за Пьера Мейера, в 1990 – за Эрика де Лавандейру, биржевого маклера. Но в 1994 году рассталась и с ним.
Когда-то маленькая Майтена, чтобы быть ближе к Богу, хотела стать монахиней. Наверное, память об этом, а также строгое воспитание помогли Мари Лафоре остаться чуждой разгульной жизни французской богемы. Она всегда оставалась верна нравственным принципам и семейным ценностям, понятие о которых было заложено в детстве.
Всю жизнь у Мари были домашние животные. Сейчас у неё есть собачка чихуахуа по кличке Козетта.
(По материалам зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek)