Джин Келли (настоящее имя Юджин Кэрран Келли) родился 23 августа 1912 года в Питтсбурге, в католической семье ирландских эмигрантов. Он был одним из трех сыновей семейства Келли. Желая привить детям любовь к искусству мать Юджина отдала его и Джеймса - одного из старших сыновей - в танцевальную школу. На тот момент юному Джину исполнилось восемь и танцы его мало привлекали. Но к 15 годам, когда он уже учился в старших классах его мнение поменялось, и позднее он объяснял это так: «Я начал заниматься танцами, потому что знал, что это единственный путь встречаться с девушками».
Закончив в 1929 году Peabody High School, Джин поступил в колледж штата Пенсильвания, чтобы изучать журналистику, но из-за финансового кризиса был вынужден паралельно с учебой насчать работать, чтобы помочь семье, находившейся в тяжёлом положении. Джин и его младший брат Фред работали на танцах и в местных ночных клубах. Также Джин работал как хореограф и режиссёр в питтсбургском театре и ставил шоу в Университете Питтсбурга. Это были непростые годы как для всей семьи Келли, так и непосредственно для Джина – он был вынужден совмещать учебу в университете (где в 1933 году получил степень бакалавра экономики) с работой учителя танцев в студиях, которые открывала его семья в Джонстауне и Питтсбурге. Однако долго разрываться между несколькими профессиями было невозможно и Джин Келли, отказавшись от карьеры юриста, сделал выбор в пользу танцев.
Первая работа на Бродвее – в ноябре 1938 года в мюзикле «Оставь это мне» (Leave It to Me). Затем Роберт Алтон, знавший Джина ещё в Питтсбурге, пригласил его на главную роль в мюзикл «Все за деньги» (One for the Money). После этого Джин работал хореографом над мюзиклом "Diamond Horseshoe", где одна из ролей принадлежала 16-летней Бэтси Блер. Через некоторое время они начали встречаться. А в октябре 1941 года, заключив контракт с голивудским продюсером Дэвидом Селзником (после работы в фильме "Приятель Джои"), Джин Келли женился на Блэр.
Роли, которые продюсер Дэвид Селзник выбирал для актера, в большей степени были направлены на раскрытие драматических способностей, нежели танцевальных. Но Джина на тот момент не интересовали картины, в которых не было танцев. В итоге половина контракта была продана студии MGM, и Джин получил главную мужскую роль в фильме «Для меня и моей девочки» (For me and my gal). Партнёршей по фильму стала сама Джуди Гарленд, рано начавшая кино-карьеру и уже успевшая стать знаменитой. После этого фильма родился кино-дуэт, сыгравший не в одной картине. Также 1942 год был был ознаменовал для Келли рождением дочери Кэрри.
Глава студии MGM Луис Майер, предвидя взлет карьеры Джина, полностью выкупил его контракт. Руководство студии хотело показать все стороны таланта Джина Келли, попробовать его в совершенно разных образах и, удивительно, им удавалось задуманное – не запирать актера в рамки, не устанавливать границы и не подчинять все возможности творческой личности одному типу ролей.
1943 год был отмечен «неожиданной» после мюзиклов ролью в "The Cross of Lorraine". Джин Келли бесподобен в роли Виктора, французского патриота, попавшего в немецкий плен. Как и следует ожидать, картина, снятая во время войны, носила в некоторой степени пропагандистский характер. В "The Cross of Lorraine" пропорции соблюдены наилучшим образом, достигнута гармония – нет излишней бравады, но идея фильма, мысли и характеры, переживания и внутренние конфликты персонажей донесены наилучшим образом, так, что, посмотрев один раз, хочется увидеть этот фильм снова и снова.
В 1944 году MGM «одалживает» Джина другой студии - "Columbia" для съёмок в фильме «Девушка с обложки» (Cover Girl). Руководство Columbia предоставила ему широкие возможности не только как актёру, но и хореографу, и режиссеру и он привнес в этот фильм многое из того, что затем сделало Cover Girl очень известной и популярной картиной, например, усовершенствование движений камеры, внедрение новых идей и доработка танцев на улице: Make way for tomorrow (снятый в один дубль) и номер, в котором Джин Келли танцует с собственным отражением.
В 1945 году вышла картина «Поднять якоря» (Anchors Aweigh). За роль в этом фильме Джин Келли был номинирован на Оскар. Прекрасной идеей была постановка танца Джина Келли с нарисованной мышью Джерри в номере The Worry Song; кстати, изначально создатели фильма собирались «научить танцевать» Микки Мауса, но Уолт Дисней не согласился на участие самого популярного персонажа своей студии в картине. И здесь же, на съемочной площадке «Поднять якоря» произошла практически судьбоносная встреча Джина Келли и Фрэнка Синатры. Вместе они сыграют еще в двух фильмах – «Возьми меня с собой на бейсбол» (Take me out to the ball game) и «Увольнение в город» (On the town), а также сохранят прекрасные дружеские отношения, завязавшиеся на съёмках, на всю жизнь.
Джин Келли успешно работал на MGM, но так как шла война, он обратился к боссам студии с просьбой отпустить его на службу. После некоторого промедления и отказов, Джин всё же пошёл служить, несмотря на опасения, что за время службы его забудут, а лучшие годы для танцевальной карьеры пройдут. Он не знал, что всё ещё впереди. Затем пришло время фильма «Безумства Зигфельда» (Ziegfeld Follies), масштабного проекта Винсенте Минелли с участием огромного количества звезд. Фильм был задуман, как серия различных номеров – музыкальных, юмористических, драматических не связанных сюжетной линией, каждый номер – как небольшой набросок, короткая, но по-своему запоминающаяся история. Первоначальный вариант длился около четырёх часов, но позднее был сокращен. Это был одних из двух фильмов, где Джин Келли и Фред Астер танцевали вместе (второй - That's Entertainment, Part II (1976)).
Затем снова были музыкальные фильмы и один лучшего другого – «Возьми меня с собой на бейсбол» (Take me out to the ball game) и «Увольнение в город» (On the town), где блистало трио Келли-Синатра-Маншин; Летние гастроли (Summer Stock) и уже сложившийся дуэт с Джуди Гарленд. А в перерыве между мюзиклами мистер Келли снялся в криминальной драме «Черная рука» (The Black Hand). В 1951 году на суд публики был представлен фильм «Американец в Париже» (An American in Paris), позднее ставший безупречной классикой мюзикла и настоящим образцом для подражания. На создание было потрачены очень большие суммы денег – один только 18-минутный танец, которому нет равных в сочетании красоты и масштабности, обошелся более чем в полмиллиона долларов.
Не смотря на то, что официально режиссером An American in Paris считается Винсенте Минелли, фактически всю работу Джин взял на себя. Фильм получил премию Оскар в шести номинациях, в том числе за лучший фильм, и один Золотой Глобус. Номинировался также на лучшую режиссуру, но премии не получил. Джину Келли был присуждён «Оскара» за «достижения в области хореографии и кинематографии», который стал единственным в его карьере.
В 1951 году Джин Келли принял участие в работе над картиной «It's a Big Country», объединившей в себе восемь различных зарисовок американской жизни, где также были задействованы такие звёзды, как Гэри Купер и Джанет Ли.
Фильм «Поющие под дождем» (Singin’ in the Rain) вышел в 1952 году. На лёгкую жизнь во время съёмок рассчитывать не приходилось – Джин Келли работал как всегда - не жалея себя. И с других спрашивал по той же мерке – съёмки длились иной раз по 19 часов в сутки. Дебби Рейнольдс (исполнительница роли Кэтти) приходилось вставать в четыре часа утра, чтобы быть на съемочной площадке во время, да еще ей доставалось во время работы над танцевальными номерами, мистер Келли был невысокого мнения о ее способностях и как-то прямо заявил, что танцевать она не умеет (впоследствии он удивлялся, что Дебби вообще разговаривает с ним). Плачущую Дебби утешал Фред Астер и, более того, помог отработать и заучить танцы. Всё это не помешало Дебби Рейнольдс впоследствии отмечать: «Джин Келли был великим танцором и гением кинематографии. В Поющих под дождём он сделал из меня звезду. Он учил меня танцевать и много работать, быть преданной и любящей – как он по отношению к своей семье и друзьям». Пожалуй, актрисе ещё повезло, что её не заставили петь, везде, кроме одной песни - «You Are My Lucky Star» - Рейнольдс переозвучивали.
Вслед за «Поющими под дождем» Джин снялся в двух драмах подряд - «The Devil Makes Three» (1952) и «Seagulls Over Sorrento» (1954), оставшиеся не самыми известными. Джин прекрасно знал, что в нём в первую очередь видят танцующего актёра и лишь затем обращаются к его ролям в фильмах других жанров. «Каждый раз, когда я играю в немузыкальном фильме, находится кто-нибудь замечающий, что это первая драматическая роль Келли. А у меня их было много», - говорил он.
А затем последовали съёмки в музыкальных фильмах: «Brigadoon» (1954) – исключительно нежная, в чем-то наивная и до глубины души трогательная сказка, где поначалу должны были сыграть Ховард Килл и Джейн Пауелл; «Deep in My Heart» (1954) - в нем участвуют сразу два представителя семьи Келли – Джин и Фред. На следующий 1956 год Джин создаёт «Invitation to the Dance» – фильм, в котором он смог проявить себя со всех сторон и во всех ипостасях – как актер, танцор, сценарист, режиссер и хореограф. Он умел всё и делал это прекрасно, примером чему и служит эта картина. После "Invitation to the Dance" он продолжил заниматься режиссурой; у Джина выходило снимать совершенно непохожие друг на друга фильмы, объединенные только его бесконечным талантом и тем, что над всеми он работал кропотливо и с душой. Он снимал картины с великими актёрами вроде Джеймса Стюарта или Барбары Стрейзанд. В послужном списке Джина Келли-режиссёра и комедии, и мюзиклы, и даже вестерн.
Наступивший 1957 стал очень сложным для Джина - его шестнадцатилетний брак с Бэтси Блэр распался по инициативе супруги в силу непреодолимых разногласий, хотя Джин делал всё, что бы сохранить семью. Несмотря на тяжёлую ситуацию в личной жизни Джин не оставил работу, и на экраны вышел ещё один мюзикл, завоевавший Оскар – «Les Girls», последний по контракту с MGM. Сюжет фильма позволил ему не только танцевать, но и показать образ одного человека, своего персонажа, с разных сторон, интерпретируя его согласно различным рассказам. Каждый раз он кардинальным образом менялся, преображался, давая жизнь совершенно иному типу личности, и черты характера были как нельзя более натуральными и гармоничными.
Надо сказать, что в 1957 году Джин в некотором смысле превзошёл сам себя в проектах, где принимал самое активное участие. Именно в этот год Джин снял свой первый немузыкальный фильм, где также сыграл главную роль – «Happy Road». На экраны вышла прекрасная комедия для всей семьи, полная тонкого юмора и обаяния – история о детях, сбежавших из швейцарской школы, решивших добраться в Париж к родителям и доказать, что они уже не маленькие. Пока юные беглецы путешествуют по Франции и находят множество новых друзей, обеспокоенные отец и мать, попутно ругаясь друг с другом, пытаются найти свободолюбивых чадушек. Фильм на все времена и для всех возрастов – может быть, именно такие картины наиболее сложны для режиссёров, но Джин привнёс в Happy Road любовь к Франции и что-то доброе в каждую сцену, в каждый кадр фильма, от чего нельзя остаться равнодушным; поистине первоклассная режиссура. В своём роде Happy Road – эталон и пример для подражания всем, кто берётся за жанр семейной комедии.
Прекрасный пример проявления драматических способностей Джина Келли - Marjorie Morningstar 1958-го года, экранизация одноимённого романа. Несправедливо забытая драма, снятая в лучших традициях этого жанра 50х годов, повествующая об очень непростых отношениях между двумя любящими друг друга людьми, о поиске смысла и творчестве, о сложности принятия решения и проблеме выбора, о лучших чувствах, однако, способных сломать всю жизнь. Главную женскую роль получила 20-летняя Натали Вуд, а Джин Келли, исполнил главную мужскую роль.
В 1960 году Джин женился вторично, его избранницей стала актриса и танцовщица Джинни Койн. Она долгое время была ассистенткой Джина и появлялась в некоторых фильмах вместе с ним - «Summer Stock», «Singin' in the Rain», «On the Town» и «Invitation to the Dance». Джинни была не только другом и помощницей в работе, выйдя замуж, она посвятила себя дому и воспитанию детей – сына Тимоти, родившегося в 1962 году и дочери Бриджет, появившейся на свет в 1965.
Именно во втором браке Джин обрёл спокойствие и крепкую семью. Пожалуй, эти годы тихой и размеренной жизни в окружении дорогих и любимых людей, были самыми счастливыми в его жизни. В плане общественной жизни и творчества этот год также был значим. Джин продолжал сниматься в кино и 1960й отмечен драмой - «Inherit the Wind», острой и безжалостной пародией, высмеивающей широко известный «Обезьяний процесс». Роль журналиста стала для Джина, пожалуй, наиболее язвительной и колкой из всех, что он когда-либо играл. В том же году Джина пригласили работать над постановкой современного балета в Париже.
1962-1963 годы – время съемок в сериале Going my way, римейка фильма 1944 года. В новой версии Бинга Кросби заменил Джин Келли. В 1964 году студией «20 век Фокс» была снята чёрная комедия «What a way to go!», в которой приняло участие большое количество звёзд первой величины – Ширли Маклейн, Пол Ньюман, Роберт Митчэм (место которого мог занять Фрэнк Синатра), Дин Мартин и, конечно, Джин Келли. Последующие его работы, после трёхлетнего перерыва, были скорее драматическими, только два музыкальных проекта - «Jack and the Beanstalk» (1967) и «Demoiselles de Rochefort» того же года. Во всех же прочих музыкальные таланты Джина задействованы не были и сам он появлялся не на первых ролях.
Горячо любимая супруга Джинни скончалась от рака крови в 1973 году; это было огромным ударом для всей семьи Келли. Что бы заглушить боль потери и поддержать детей Джин, оставив все дела, уезжает с ними в Ирландию. Джин стал Бриджет и Тиму одновременно отцом и матерью. Будучи и без того внимательным и заботливым, он ещё больше времени посвящал детям, только понёсшим невосполнимую утрату. Все проекты, в которых он участвовал, не должны были отвлекать его от главного – заботы о самых дорогих людях. Через некоторое время, когда отчаянье отступило, а душевные раны едва начали затягиваться, Джин вернулся в работу, но никогда не оставлял надолго дочь и сына, чтобы они чувствовали – папа всегда рядом.
«Ксанаду» 1980 года, римейк «Down to Earth» (с Ритой Хейворт) – последний музыкальный фильм в фильмографии Джина Келли. Не смотря на участие в съёмках Джина, а также популярной в те годы австралийской певицы и актрисы Оливии Ньютон-Джон, попытку съемочной группы совместить эпоху диско с классикой мюзикла и создать эффект преемственности поколений, фильм успехом не пользовался и оказался неудачным для участников проекта. После этого фильма Джин принял участие в нескольких сериалах - «The Love Boat», «North and South», «Sins», последний в 1986 году, но уже далеко не на главных ролях. Его кино-карьера подходила к концу.
Джин женился в третий раз в 1990 году, 20 июля, на Патриции Уорд. Брак просуществует шесть лет вплоть до кончины Джина. 2 февраля 1996 года, перенеся два инсульта, он покинул этот мир.
Джин Келли ушел из жизни 2 февраля 1996 года и мир как будто разом поблек, потеряв одного из самых одаренных и светлых людей 20 века, сделавшего неоценимый вклад в кинематограф и донесшего до зрителя бесценный дар - доброту и надежду.