В четыре года Нила отдали в музыкальную школу и на балет. А в последующие годы секции и кружки в расписании будущего актера только прибавлялись. В десять лет выступал в качестве солиста хора в Гнесинке.
Когда Нилу исполнилось 11 лет, семья переехала с Арбата в другой район, совершенно отличавшийся по контингенту и характеру. На интеллигентного мальчика с футлярчиком от саксофона в руках и походкой бального танцора обрушилось множество неприятностей : постоянные драки и стрелки у школы. И после одного такого инцедента, отец отдал Нила на бокс.
Из интервью журналу «Во!»: «-Мой новый тренер, видимо, решил сделать из меня железного мужика. Не знаю , что шепнул ему отец, но в первую же тренировку я получил по башке за свою танцевальную стойку. А потом из меня начали делать настоящего бойца. Отжимания, груша, кидание тяжелых шаров на пресс, спарринги. После тренировок я сорок минут приходил в себя в раздевалке. Но зато я научился молниеносно бить и вырубать с одного удара. А чуть позже основным видом спорта стал кикбоксинг. Я смог использовать танцевальную растяжку для ударов ногами. За три месяца летних тренировок я должен был вернуться в школу совсем другим. Удар мой стал по-настоящему крепок.»
В 12 лет Нил начинает заниматься в театральной студии у режиссера Игоря Яцко. Пробует себя в разных жанрах. Выходит первый спектакль – «Зойкина квартира», где Нил удачно показывает себя в роли характерного персонажа. В том же году Нил проходит большой конкурс в театре «Ленком» и Марк Захаров берет его в спектакль «Город Миллионеров». С этого театра и начинается его карьера актера.
Первая работа актера в кино состоялась на Первом канале в многосерийном фильме «Рельсы счастья» в возрасте 14 лет. В фильме он сыграл главную роль - сына Жанны Эппле и внука Светланы Немоляевой. Режиссер отметил природную органику игры начинающего актера и старался поддерживать ее на протяжении всех съемок.
Почти сразу посыпались предложения. Одновременно выходят на экраны фильмы «Случайный попутчик» режиссера Вадима Соколовского и русско-французская картина «Брачный контракт», где Нил исполнил главную роль – французского подростка- мотоциклиста. Однако первой крупной работой стал сериал «Мачеха», где Нил сыграл главную роль - столичного сердцееда Кирилла Поплавского.
Роль Матвея из «Ранеток» стала для Нила некой чертой в жизни. Этот период становиться тяжелым и переходным. Беспредельная слава обрушилась на Кропалова, как лавина. Он не мог больше нормально передвигаться в метро, ему наняли водителя, он не мог даже спокойно посещать кафешки города, через минуты на него уже пялились и подходили сфотографироваться. Но родители и друзья по профессии готовили к тому, что слава проходит. Тебе только семнадцать, а что будет завтра?
И в 2008 году Нил поступает в Театральный институт им.Щепкина на курс В.И.Коршунова. Мастерская оказалась очень сильной и дисциплинированной. Здесь действительно учили и воспитывали актера на длительную жизненную дистанцию и рост. Четыре года затворничества и постижение азов мастерства. Нил полностью посвящает себя театральным работам и совершенствованию в профессии.
В это время новые работы на экранах вызывают все более профессиональные отзывы. Это «Кружева», «Бумеранг из прошлого», это «Время для двоих» режиссера Теймураза Эсадзе.
В конце 2008 года Нил занимает первое место в рейтинге самых популярных молодых актеров на сайте kino-teatr.ru. Он также остается на первом месте и в следующем 2009 году. Западные агентства приглашают работать за границу, в модельные агентства и компании. Но слишком много держит Кропалова здесь.
В 2009 году Правительство Москвы представляет Нила Кропалова на выставке « Мы – будущее России» в Музее Современной истории России. На выставке были представлены его знаменитая кожаная куртка и другие вещи со съемок.А на отдельном стенде ряд фотографий и возле них манекен, имитирующий Нила Кропалова.
Начинаются съемки в большой работе под названием «Огонь , вода и бриллианты", совместного производства США, России и Франции.
В 2012 году Нил заканчивает театральный институт. Сразу по окончанию института принят в труппу Государственного Академического театра им.Моссовета.