Ранние годы
Оставивший одинаково глубокий след в театре и кино французский актер и режиссер Робер Оссейн родился 30 декабря 1927-го года в Париже в семье композитора и пианистки.
Его отец, уроженец Самарканда Аминуллах Гусейнов, приехав в Москву учиться, принял православие и сменил имя на Андрей. Перед Первой мировой войной он уехал в Германию, где продолжил обучение. Там же он познакомился с пианисткой и актристкой Анной Миневской. Вместе супруги поселились в Париже, где отец Робера сменил имя на Андре Оссейн.
Благодаря матери Робер с детства хорошо говорил по-русски. С 15 лет занимался в студии при театре «Старая голубятня», потом закончил курсы Рене Симона, выступал на сцене. Особую популярность имел в «театре ужасов» — «Гран-Гиньоль», где был постановщиком ряда спектаклей.
Кино довольно рано привлекло Робера, и в послевоенные годы он пытается зарабатывать участием у массовках (у Саша Гитри и Жана Деланнуа). Скитания по "подпольному Парижу" сводят Робера с Жаном Жене, и протекция последнего помогает 18-летнему юноше проникнуть в театральную среду Сен-Жермен-де-Пре. Он появляется в пьесах Жене, Сименона и Сартра, а 19-летним уже пишет и ставит на сцене собственную пьесу "Бродяги".
Стремительный карьерный взлет Оссейна прерывает служба в армии, но по ее окончанию Робер довольно быстро наверстал упущенное.
Карьера в кино
Он знакомится с писателем Фредериком Даром, который помогает ему переделать роман "Свинец для этих дам" в пьесу. Триумфальный успех столь непритязательной постановки, где Робер выступил и как режиссер и как актер, моментально открывает ему двери в режиссуру. Из сотрудничества с Даром рождается первый кинофильм Оссейна - "Мерзавцы попадают в ад", поразивший современников определенным "диким" новаторством. Вскоре фильмом становится спектакль "Преступление и наказание" (где Оссейн, естественно, Раскольников), а далее в творчестве Робера наступает самый плодотворный в кинематографическом смысле период: он штампует по одному "бандисткому" фильму в год (в трех из них снялась первая жена и мать двоих сыновей Оссейна - Марина Влади), снимается в очень заметных фильмах других режиссеров и неизменно триумфально играет на сцене.
Его характерной внешностью и голосом, умением лепить сложные характеры, пользовались режиссёры Кристиан-Жак («Вторая истина» 1965), К. Отан–Лара («Убийца» 1962), Ж. Лотнер («Профессионал»), Клод Лелуш «Одни или другие» (Bolero/Les Uns Et Les Autres, 1981) и др.
Долгая дружба связывала его с мужем актрисы Бриджит Бардо французским актёром и режиссёром российского происхождения Роже Вадимом (Вадим Племянников), у которого он был актёром в картинах «Кто знает?» (1957), «Порок и добродетель» (1963), «Барбарелла» (1968), «Дон Жуан-73» (Don Juan, 1973).
60-е становятся пиком кинематографической карьеры Оссейна. В 1964-м году Оссейн принял приглашение Бернара Бордери сняться в фильме "Анжелике маркизе ангелов". После выхода этого фильма на экран, Оссейн становится интернационально знаменитым.
Карьера в театре
К концу 60-х власти Реймса предложили Роберу возглавить городской театр. Оссейн быстро выводит Народный Театр Реймса на национальный, а затем и международный уровень. Для начала Робер избирает довольно двусмысленный слоган "театр, который не увидите и в кино", который, тем не менее, вполне успешно заработал, и за 8 лет работы режиссер-новатор ставит целых 17 спектаклей. Оссейн одним из первых сделал театр интерактивным и широчайшим образом задействовал возможности кинопроекции на задник. Практически все свои без преувеличения грандиозные постановки - а среди них "Броненосец Потемкин", "Нотр-Дам де Пари", "Дантон и Робеспьер", "Отверженные", "Юлий Цезарь" и т.д. - Оссейн в конце десятилетия привез в Париж, и эти представления на огромных площадках Дворца Спорта и Дворца Конгрессов, на которых побывали миллионы человек, и по нынешний день остались легендарными.
В начале 80-х Оссейн-режиссер экранизировал два из своих спектаклей в Реймсе, снимался лишь эпизодически.
В 1982 сделал экранизацию романа Виктора Гюго «Отверженные» (Les Miserables), где в роли Эпонины снимал свою третью жену Кэндис Пату, дав ей роль и в фильме «Красная икра» (Le Caviar Rouge, 1985).
Все 90-е он провел на "малых сценах", задействуя в своих камерных постановках многих французских актеров-звезд, а в начале нового тысячелетия с радостью согласился возглавить театр Мариньи, где и пребывает по сей день.
Робер Оссейн написал две книги мемуаров «Слепой часовой» и «Кочевники без племен».
Личная жизнь
Первой его женой (1955—1959) стала актриса Марина Влади, дочь балерины Милицы Евгеньевны Энвальд и певца Владимира Полякова. От брака с Мариной у него двое сыновей: Игорь (живёт на Гаити и выращивает жемчуг) и Пётр (гитарист и балалаечник, живёт на юге Франции). Робер был знаком и с сёстрами Марины: с самой старшей сестрой Марины — телережиссёром Олей (Olga Varen); также снял в своём фильме «Ты — яд» и играл вместе со старшей сестрой Марины — актрисой Таней (Odile Versois), а со средней сестрой Марины — актрисой Леной (Милицей) (Hélène Vallier) — снимался в «Старой голубятне».
Вторая жена Оссейна (на протяжении 15 лет) — психоаналитик и киносценарист Каролин Эльяшев (Caroline Eliacheff, урожденная Мари Каролин Наташа Эльяшев). Каролин Эльяшев — автор многочисленных трудов по психоанализу, психиатрии и культурологии. В этом браке родился сын Николя.
Третьей его женой стала Мари-Франс Пизье, с которой он сам снимался в ряде фильмов.
И четвёртой жене Кандис Пату, он, ухаживая, предложил роль в своём фильме "Отверженные" (1982). Она родила ему четвертого сына Жюльена.