Как и полагается настоящему исполнителю ролей жестких, битых судьбой маргиналов, прежде чем попасть в кино, МакКуин прошел отличную жизненную подготовку - был моряком, добывал нефть, работал на пароме, в доках, барменом, продавцом. Образцовостью не отличался - в юности, в 1947-м, завербовавшись на морское судно, ушел на две недели в самоволку, а затем подрался с береговым патрулем, за что на 41 день загремел в карцер и первые двадцать дней провел на хлебе и воде. Позже, в легендарном "Мотыльке" Франклина Дж. Шэффнера, в роли человека, безумно, отчаянно рвущегося на свободу, обладающего несгибаемым характером и силой воли, в нескольких сценах он буквально по второму разу пережил те голодные тюремные дни.
В 1952 году МакКуин попал в Нью-Йорк и оказался среди студентов, изучавших актерское мастерство под руководством Уты Хэйген и Херберта Бергхофа. Тогда же состоялся его дебют в нескольких постановках Еврейского театра Второй Авеню. В 1955 году уже на Бродвее заменил Бена Газзару в спектакле "Ливень", тогда же состоялся его кинодебют - в фильме Роберта Уайза "Кто-то там наверху любит меня". В этой ленте в главной роли еще сверкал Пол Ньюман, но спустя десять лет Уайз уже специально под МакКуина снимет трехчасовую эпическую драму "Канонерка".
Актер предстал в роли судового механика, который волей судеб оказывается в центре китайской революции 1926 года; за эту роль он получил свою первую и последнюю номинацию на "Оскар". Тем не менее, отнюдь не "Канонеркой" славилась его фильмография. По иронии, славу и любовь поклонников будущему исполнителю ролей неприкаянных копов и отчаянных аутсайдеров, принес фильм ужасов - второсортный фантастический кошмар Ирвина С. Йейуорта "Капля" (1958). За роль в "Капле" он получил 3 тысячи долларов. Последующая серия боевиков и криминальных драм - "Большой побег", "Цинцинатти Кид", "Буллитт", "Афера Томаса Крауна" и "Побег" - сделала его полноценной звездой и принесла по тем временам внушительные гонорары от 1 до 3 миллионов за фильм. В тех же лентах, где ему приходилось быть номером два, а точнее, делить славу с другой звездой или звездами, МакКуин легко "затирал" своих партнеров и уверенно выходил на первый план.
Так, в "Великолепной семерке" Джона Стерджеса, пожалуй, конкурировать с МакКуином в пределах экранного пространства осмелился лишь Юл Бриннер, все прочие участники семерки - Бронсон, Коберн, Уоллах и другие - неизменно оставались на втором плане. Та же участь ждала Пола Ньюмана: снявшись на заре карьеры в качестве "фона" звезды "Бутча Кэссиди", в фильме "Ад в поднебесье" (1974) МакКуин легко его обыграл. Участие в фильме двух мегазвезд заставило даже продюсеров помучиться над тем, чье же имя должно первым появится в титрах.
Стив МакКуин был трижды женат, первый брак, с актрисой Нейл Адамс, продлился пятнадцать лет, второй, с актрисой Эли МакГроу, оказался менее долговечным. Неизвестно, как долго бы длились его отношения с третьей женой, фотомоделью Барбарой Минти; спустя девять месяцев после свадьбы, 7 ноября 1980 года актер внезапно скончался от сердечного приступа во время операции раковой опухоли.
Оценивая тот запредельный уровень популярности у публики человека, далекого от стандартов типичного смазливого героя-любовника (хотя были в его карьере и романтические ленты), понимаешь, что привлекал МакКуин, прежде всего, той самой пресловутой правдой жизни, высочайшим градусом достоверности своих героев. Он практически умел все то, что умели его персонажи. Рассекал по экрану на мотоцикле или машине, будучи известным авто- и мото-энтузиастом, брал в руки пистолет, который никогда не казался реквизитом, играл моряка, отлично представляя себе эту роль за пределами кино. Вступал в рукопашные схватки со своими противникам, пройдя реальную школу военных единоборств Брюса Ли и Чака Норриса.
Спустя десятилетия после смерти актера в Голливуде сняли ремейка - "Побег" и "Афера Томаса Крауна". Роли МакКуина сыграли Алек Болдуин и Пирс Броснан; фильмы получились неплохие, но оба актера, больше похожие на деловитых и приглаженных дельцов с Уолл-стрит, даже близко не смогли передать исключительную ауру героя с не самой красивой внешностью вечно "помятого", не выспавшегося и словно истертого будничной суетой человека, вынужденного ежедневно, ежеминутно обретать самого себя. И чем чаще сам МакКуин казался мало отличимым от своих героев, тем выше было их правдоподобие.