Анатолий Георгиевич Азо родился 31 октября 1934 в Ленинграде. В актерскую профессию он пришел из народного театра, где играл «без отрыва от производства». Чемпион Ленинграда по боксу, токарь-карусельщик, едва не получивший Героя Соцтруда, он бросил все, когда пришлось выбирать между заводом и театром. С 600 рублей, которые он зарабатывал на Ленинградском металлическом заводе, Анатолий ушел на 65 рублей в театр.
В 1958 году после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, куда его приняли сразу на 3 курс, Азо уехал работать в псковский театр. А затем были гастроли в Ленинграде, куда театр привез спектакль «Старик», и на молодого актера обратил внимание ассистент режиссера фильма «Завтрашние заботы».
Так Азо получил главную роль в фильме - Глеба Вольнова. Он так и остался в северной столице. Подав заявление об уходе из Псковского театра, Анатолий поступил на работу в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола.
Роли в кино
С 1960 года он был актером киностудии «Ленфильм». Играл роли разведчиков, красных командиров, немецких офицеров, «лесных братьев». Среди его персонажей: Ланге из военной ленты «Циклон начинается ночью», Егор Алексеевич Кирилин из фильма «Плохой, хороший человек», Николай Еремин («Человек меняет кожу»), Николай Кречет («Петля Ориона») и другие. Большой удачей актера стала главная роль мсье Жака в приключенческом фильме Владимира Чеботарева «Как вас теперь называть» (1965) о советском разведчике, действовавшем под маской повара-бельгийца в период Великой Отечественной Войны.
Актеру довелось работать на съемочной площадке с великими мастерами. «Я снимался с Борисом Андреевым, с Переверзевым, с Крючковым, - рассказывал он. - От них всему научился. У меня были великие партнеры, мне повезло. Школа довоенная».
Последние годы
Последние годы Анатолий Георгиевич жил в Санкт-Петербурге, недалеко от Театральной площади. Его квартира была уставлена работами из капа, из которого он много лет делал фигурки, скульптуры, посуду, утварь. Уникальные произведения артиста не раз выставлялись, в основном же он дарил их друзьям.
25 ноября 2007 года Анатолий Георгиевич ушел из жизни. Врачи констатировали смерть от инсульта. Азо похоронили в Санкт- Петербурге на Северном кладбище.
Интервью Владимира Желтова с Анатолием Азо в журнале «Смена»:
- Анатолий Георгиевич, вам известно происхождение фамилии Азо?
- Как мои предки появились в Петербурге, я не знаю. Знаю, что дед был эстонец. В Народном театре Выборгской стороны, где я проходил свои актерские университеты, мне поручили роль эстонца. «Коль у тебя эстонские корни - играй! Но учти, ты должен говорить с акцентом. Примерно так: «Всялса за круть, так кавари что-нипуть». Я знал акценты кавказские, среднеазиатские, а эстонского не знал. Тетка советует: «Еще жива сестра деда, поезжай к ней…» Я приехал к старушке, послушал ее и заговорил с акцентом. Режиссер был в восторге!
- Если я правильно вас понял, вы театральный институт не заканчивали?
- Нет. Я поступал к Борису Вольфовичу Зону, он меня принял, но я подумал-подумал и… передумал. Потому что предстояло жить на стипендию в двадцать рублей. В то время как на Ленинградском Металлическом заводе токарем-карусельщиком я зарабатывал шестьсот! Но потом меня все-таки сманил директор Драматического театра имени Пушкина из Пскова. И я уволился с завода, хотя на тот момент даже был представлен к званию Героя Соцтруда.
- Анатолий Георгиевич, на улице вас стали узнавать после «Завтрашних забот»?
- Нет, «Завтрашние заботы» прошли как-то незаметно. Известность пришла после картины «Как вас теперь называть», где я сыграл роль советского разведчика, действующего под маской повара-бельгийца. Стало невоз-можно выпить даже кофе в общепите. Пьешь кофе, а за спиной шушукаются: «Азо, кажется, принимает уже с утра!»
За эту роль я получил грамоту КГБ. Представитель комитета зачитывает приказ: награждается осветитель тем-то, художник по костюмам - тем-то. Потом: Копеляну и Стржельчику - именные часы. И последнее: исполнитель главной роли награждается почетной грамотой Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР! Сзади меня сидел Володя Татосов. Так он от смеха упал со стула! Потому что в этой команде я был единственный человек, который не имел часов! В театре зарплата-то какая была! Шестьдесят - семьдесят рублей. Картина имела шумный успех. После картины «Как вас теперь называть» мне стали предлагать роли разведчиков, контрразведчиков, офицеров.»