Михаил Козаков родился в Ленинграде в семье известного писателя Михаила Эммануиловича Козакова. Отношение к литературе имела и мама Михаила - она работала, редактором. Свободного времени у родителей было немного, поскольку они были сильно загружены работой. Тем не менее, воспитанию детей они всегда уделяли внимание.
Михаил Козаков вспоминал: «Как меня воспитывали? Общением, разговорами родителей и их друзей, которые велись при мне. Если надо было поговорить на “взрослую” тему или о политике (что было самым опасным в те времена), мама произносила по-французски “Не при детях”, а потом друг родителей, писатель Мариенгоф, обращался ко мне: “Мишка, ну-ка сыпь отсюда”. И я “сыпал”. Слушая взрослых, можно было понять их принципы жизни, представления о порядочности. Это очнулось во мне позже, но западало тогда. Я и по сей день питаюсь тем “волшебным отваром”, что получил в детстве. Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а - про что, зачем это. Меня воспитывали книгами. Отец мог сказать: “Рановато тебе это читать. Подожди, потом больше поймешь”. Но не вырывал книгу из рук...».
50-е годы
По окончании школы Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. На последнем курсе состоялся его дебют в кино. Козаков сыграл Шарля Тибо в политической драме Михаила Рома «Убийство на улице Данте», рассказывающей о французской актрисе Мадлен Тибо (ее роль сыграла Евгения Козырева). В этой картине также впервые снялись в кино Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.
Тогда же произошли изменения и в личной жизни Козакова. Он женился на своей бывшей однокласснице эстонке Грете Таар. Позже у супругов родились двое детей - Екатерина (1957 г.) и Кирилл (1963 г.).
В 1956 году Михаил Козаков окончил школу-студию МХАТ, и был принят в театр имени Маяковского. Уже в первый год работы на сцене этого театра Михаилу Козакову доверили сыграть Гамлета. Эта роль произвела на актера глубокое впечатление.
В 1959 году Козаков покинул театр Маяковского и перешел в «Современник», где проработал более десяти лет – до 1970 года.
Что же касается кино, то в конце 50-х Михаил Козаков снялся в нескольких картинах: в фильме Григория Рошаля «Восемнадцатый год» (второй фильм кинотрилогии по роману Толстого «Хождение по мукам»), мелодраме Александра Столпера «Трудное счастье», героико-приключенческом фильме Ильи Гурина «Золотой эшелон» и других. Но настоящая популярность к актеру пришла чуть позже.
60-е годы
В 1961 году на экраны страны вышел фантастический фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева по одноименному роману Александра Беляева. Михаил Козаков сыграл в нем роль главного отрицательного героя – Зуриту.
Режиссеры внесли существенные изменения в фантастико-приключенческий сюжет Беляева - киновариант романа превратился в романтическую мелодраму, изрядно «сдобренную» экзотикой. И все удачно совпало - любимый зрителями жанр; живая непосредственность молодых актеров (Анастасии Вертинской и Владимира Коренева), казалось, ничего не играющих, а просто органично существующих в этом придуманном мире; азарт режиссеров, с удовольствием осваивающих непривычный материал. В итоге зрители приняли фильм с небывалым восторгом, а актеры, снимавшиеся в нем, стали необыкновенно популярны.
Несмотря на успех в последующие годы Михаил Козаков снимался мало. Самой яркой работой 60-х годов является его роль в драме Наума Трахтенберга «Выстрел», поставленной по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина». Еще одна интересная работа актера - роль картине Виктора Соколова «День солнца и дождя» - на редкость трогательном и душевном фильме.
Второй брак
В конце 60-х Михаил Козаков во второй раз женился. Его новая жена темпераментная грузинка Медея приучила его к грузинской кухне. С тех времен среди любимых блюд актера неизменно были сациви и лобио. В 1969 году у них родилась дочь Манана, но это не удержало их брак от распада.
В своих мемуарах Михаил Козаков рассказывал: «Идиотская женитьба на малознакомой грузинской женщине с древнегреческим именем... Было венчание в тбилисской церкви, веь этот беспросветный сюр. Была и короткая жизнь в Москве в каких-то квартирах, которые я добывал и разменивал. Нет, жизнью это не назовешь... Эта, с древнегреческим, умудрилась за один год принести много зла... Но я, слава Богу, опомнился и вышвырнул ее на улицу. Ночью. Следом - и ее дорогую шубу, недавно приобретенную в комиссионке. Сил нет вспоминать это...» Прожив около года, они развелись.
Третий брак
Начало 70-х ознаменовалось для Михаила Козакова очередными изменениями в семейной жизни. Он в третий раз женился. Его новой женой стала переводчица Регина. Рассказывают, что она безоглядно любила Козакова. Регина создавала Михаилу домашний рай, всеми силами пыталась отучить его от спиртного, к которому он пристрастился после второго развода. Она даже простила его увлечение Анастасией Вертинской, роман с которой завязался на съемках «Безымянной звезды» С Региной Михаил Козаков прожил 18 лет, но их брак оказался бездетным...
70-е годы - кино и театр
Изменения произошли и в творческой жизни актера. В 1971 году Михаил Козаков перешел в МХАТ, но проработал там недолго. Уже в 1972 году он стал актером театра на Малой Бронной.
Именно в 70-е годы Козаков сыграл свои самые лучшие и известные роли в кино. Он снялся в приключенческом фильме Наума Ардашникова «Вся королевская рать», водевиле Александра Белинского «Лев Гурыч Синичкин», музыкальном телефильме Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка», замечательной комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!» и других картинах.
В середине 70-х состоялся и дебют Михаила Козакова как кинорежиссера. В 1975 году он поставил телеспектакль «Ночь ошибок» по пьесе О. Голдсмита. А в 1978 году вышла его трагикомедия «Безымянная звезда».
Вообще-то именно «Безымянная звезда» (в виде телеспектакля) должна была стать дебютом Козакова-режиссера. Сценарий телеспектакля был написан и запущен в производство еще в 1970 году. Главную роль астронома Марина Мирою должен был сыграть Олег Даль. Уже начались репетиции, но тут на телевидении произошла смена руководства, и съемки телеспектакля были прекращены.
Однако Михаила Козакова не покидала мысль поставить именно этот фильм. Спустя семь лет режиссеру удалось, наконец, пробить постановку на Свердловской киностудии. Правда, к тому времени в жизни Олега Даля наступил тяжелый период: осложнения в театре, травля со стороны руководства в кино… По словам Михаила Козакова: «Улыбаться ему уже было довольно сложно». В итоге Козаков остановил свой выбор на Игоре Костолевском, и не ошибся. Дуэт Игоря Костолевского и Анастасии Вертинской оказался бесподобным.
«Покровские ворота»
Еще в 70-е годы, когда Михаил Козаков работал в театре на Малой Бронной, он дебютировал в качестве театрального режиссера. Для своего дебюта он выбрал пьесу Леонида Зорина «Покровские ворота». Этот выбор был не случаен. Зорин написал самую настоящую автобиографическую пьесу о Москве пятидесятых годов. В главном герое Костике Ромине он воплотил себя молодого. А поскольку Москва пятидесятых – время молодости и Михаила Козакова, то эта тема и объединила двух талантливых людей.
Помимо всего прочего, пьеса отличалась отличной драматургией. Леонид Зорин удивительно тонко выписал все характеры, диалоги. Каждый из персонажей пьесы имел своего реального прототипа в жизни.
Спектакль продержался в репертуаре театра семь лет и имел большой успех у зрителей. В начале 80-х Михаил Козаков решил перенести пьесу на экран.
Фильм «Покровские ворота» получился необыкновенно искрометным, веселым с легким налетом грусти и окрашенным легкой ностальгической дымкой. «Очень в памяти была Москва 50-х. Ту Москву я очень хорошо помню, 56-ой год. Поэтому и шутки рождались, и грусть рождалась…», - вспоминает Михаил Козаков.
Надо сказать, что в картину пробовались Андрей Миронов (на роль Хоботова) и Наталья Гундарева (на роль Маргариты Павловны). Козаков предпочел взять неизвестный в то время состав – Анатолия Равиковича, Инну Ульянову (которую знали лишь по эпизодической роли в «Семнадцати мгновениях весны») и Виктора Борцова. Как объяснил свой выбор Козаков: «Коммуналка – неизвестные лица. И среди них – одно известное лицо, Велюров. Он – артист».
Велюрова сыграл Леонид Броневой. В фильме также снялись уже ставшие известными Елена Коренева и Татьяна Догилева, любимые народом Евгений Моргунов и Наталья Крачковская. Главную же роль Костика Ромина сыграл в то время практически неизвестный Олег Меньшиков.
Олегу Меньшикову пришлось непросто. «У меня не было никаких представлений о 50-х, поскольку меня тогда еще не было…», - признавался он. Однако Михаил Козаков и Леонид Зорин сумели донести до всех актеров настрой 50-х. В результате актеры буквально купались в своих ролях.
«Покровские ворота» пришлись по душе зрителям. Картину полюбили, она стала по-настоящему культовой. Многим актерам она принесла сумасшедшую популярность. Как бывает в таких случаях, их стали ассоциировать с персонажами. Так Равикович на долгие годы стал Хоботовым, Ульянова – Маргаритой Павловной, Борцов – Саввой Игнатьевичем.
80-е годы
В 80-е годы Михаил Козаков немало снимался в кино. Помимо вышеупомянутых ролей Дзержинского («Двадцатое декабря», «Товарищ Иннокентий»), он также снялся в приключенческом фильме «Шестой» (фармацевт Илларий Данилович Данилевский, он же бандит Вахрамеев), историческом фильме «Демидовы» (роль Бирона), трагикомедии «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» (дачник Дудников), лирической комедии «Герой ее романа» (Эраст Цыкада) и других картинах.
И все-таки именно в эти годы Михаил Козаков раскрылся, прежде всего, как режиссер. Вслед за «Покровскими воротами» он снял детскую комедию «Если верить Лопотухину» - очень веселый, душевный фильм. Затем Михаил Михайлович экранизировал спектакль «Маскарад» по трагедии Михаила Лермонтова. Одной же из самых сильных его работ стала картина-трагифарс «Визит дамы» по пьесе Дюрренматта «Визит старой дамы». Главные роли в этой картине сыграли выдающиеся мастера Екатерина Васильева и Валентин Гафт. «Визит дамы» заслуженно вошел в Золотой фонд Отечественного кинематографа.
Несмотря на различный жанр, все фильмы Козакова объединяло и объединяет его специфический неповторимый режиссерский почерк. Сам же Михаил Михайлович признавался: «Я вообще всегда снимаю телепродукцию и никогда не снимал ни одной картины для большого экрана. Заметьте, все, что я поставил на экране, - это пьесы».
Очередные изменения в личной жизни
В конце 80-х вновь произошли изменения в личной жизни Михаила Михайловича. Между супругами стала накапливаться напряженность. И тут знаменитый американский актер Роберт Де Ниро пригласил Регину в качестве переводчицы в США. Она уехала, а через три месяца известила Козакова, что у нее все хорошо, и она подает на развод. Регина так и осталась за границей навсегда.
Михаил впал в депрессию, из которой его вывела Анна Ямпольская, с которой актер познакомился 11 мая 1988 года на одной из вечеринок. Анна была на 25 лет моложе его. В Москву она приехала из Кишинева, работать на телевидении. В тот день 11 мая она пришла в ресторан ВТО с подружкой. К ним за столик подсел Михаил Козаков с друзьями. Аня срезу же влюбилась в обаятельного человека. Они разговаривали, смеялись и не могли оторвать глаз друг от друга.
Вскоре состоялась свадьба. Козаков перевез родителей Ани из Кишинева в Москву, и они все вместе поселились в одной квартире. К тому времени (в 1989 году) у супругов родился сын Михаил. А в 1996 году Анна подарила мужу дочь Зою. Родилась девочка уже в Израиле...
90-е годы
В 1992 году Михаил Козаков с семьей уехал в Израиль. До 1996 года он играл в камерном театре в Тель-Авиве. Там же Козаков организовал русскую труппу, с которой выпустил четыре спектакля.
Вернувшись в 1996 году в Россию, Михаил Козаков возглавил собственную антрепризу, которую назвал «Русская антреприза Михаила Козакова». Кроме того, в Петербургском театре имени Комиссаржевской Козаков поставил спектакль «Чествование» по Б. Слейду.
В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Самая яркая работа тех лет – роль в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели» (роль - Аким Волынский), рассказывающей о величайшей русской балерине Ольге Спесивцевой. Режиссер собрал в своей картине известных творческих людей Москвы и Петербурга: Михаила Козакова, Галину Тюнину, Алексея Германа, Андрея Смирнова, Александра Хвана, Ивана Охлобыстина, Сергея Виноградова. Люди богемы 90-х годов, снявшиеся в ролях представителей знаменитой театральной богемы ушедших лет – это был действительно красивый ход!
В 1999 году Михаил Козаков экранизировал два своих спектакля, ранее поставленные им в своей антрепризе: драму «Ужин в четыре руки» (по спектаклю «Возможная встреча») и телеспектакль «Чествование».
Последние годы
В последние годы Михаил Козаков занимался различными проектами. Он снимался в фильмах, сам снимал картины. Так в 2004 году он поставил фильм «Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина, в 2005-м - шестисерийную приключенческую мелодраму «Очарование зла» (погружающую зрителя в 30-е годы 20 века, в среду русской эмиграции в Париже), в 2006-м - фильм-спектакль «Король Лир».
Последние годы Михаил Михайлович сильно болел. Врачи поставили ему страшный диагноз - рак легких. Однако актер не сдавался. Он продолжал работать до последнего. В 2010-11 годах Козаков снялся в картинах «Зоя» режиссера Виталия Павлова (кинооператор Портер), «Борис Годунов» Владимира Мирзоева (отец Пимен), «Любовь-морковь-3» (доктор Коган - роль озвучил сын актера Кирилл Козаков) и др.
Скончался Михаил Михайлович 22 апреля 2011 года в израильской клинике неподалеку от Тель-Авива. В последние недели в СМИ появилась информация, что актера перевели в хоспис.