Окончил актерский факультет Парижской консерватории (класс Луи Сенье). На профессиональной сцене с 1970 года. Был актером театра Hébertot, играл в театрах Парижа и Лиона.
В кино с 1973 года, дебютировал в фильме Ива Буасе "Происшествий нет / R.A.S." (солдат Жиро). Первой крупной ролью стал Симон в фильме Клода Лелуша "Добрые и злые" (1976). Снимался в фильмах выдающихся режиссеров Ива Буасе, Клода Лелуша, Анджея Вайды, Арианы Мнушкиной, Клода Зиди, Жана-Люка Годара, Анри Вернея, Бертрана Блие.
Ранние годы. Театр
Жак родился 6 февраля 1951 года в Туре (Франция). Мать, Аннет Боннин, была француженкой, отец Ахмед Буфруара – алжирец. Родители его развелись, когда Жаку было всего 9 месяцев, а детство свое он провел в семье своего дяди, а также в Лоше – на родине своего отчима Рэймона Вильре.
После двух лет в Консерватории города Тур, в 1969-м Вильре переезжает в Париж, где учителем начинающего актера становится легенда французских кино и театра Луи Сенье. Начиная с 1972-го года он играет во множестве театральных постановок в Париже, Лионе и Реймсе.
"Поначалу я и не думал о кино, - говорил актер в одном из интервью. - Оно явилось в мою жизнь само. Кино позволило мне встретиться с прекрасными людьми, но базой все равно останется театр". И действительно, лишь сцена позволяла актеру по-настоящему развернуться, а не замыкаться в узком амплуа "дежурного придурка" - театральный репертуар Жака Вийере в 90-е годы был на удивление многообразен.
Кино
Тогда же режиссер Ив Буассе, обожающий фактурные "народные" типы, впервые приглашает его сниматься, однако по-настоящему актера заметят в одном из фильмов Клода Лелюша - "Хороший и злые", который положит начало многолетнему сотрудничеству режиссера с актером (всего Вильре появится в 8–ми фильмах Лелюша). За один из лелюшевских фильмов - "Робер и Робер" - Вильре получит своего первого Сезара за роль второго плана, что не только станет достойным вознаграждением его таланта, но и надолго "зафиксирует" его позицию во французском кино.
С внешностью толстоватого, бесформенного крестьянина, явно злоупотребляющего красным вином, Вильре практически навсегда закрепится на втором плане - его колоритная фактура определит довольно высокую востребованность в качестве "народного типа", но фактически лишит некомедийных главных ролей.
Зато после специально для него созданной роли в фильме Клода Зиди "Глупый, но дисциплинированный" он стал одним из главных комиков французского экрана, лишь изредка меняя амплуа - совершенно неожиданным в этом смысле выглядит одинокое появление в годаровском "Имени Кармен". Зато абсолютно логичен дуэт в последней картине великого Луи де Фюнеса, комедии Жана Жиро "Суп из капусты" (1981), – совместное появление двух комиков разных поколений выглядит не как передача эстафеты, но как своеобразная и органичная преемственность комедийной французской традиции.
Пика в своей кинокарьере достиг в 80-е - 90-е годы. Среди лучших ролей - Жильбер в комедии Клода Соте "Официант!" (1983, номинация на "Сезар", 1984), Робер Вилье в фильме Клода Лелуша "Робер и Робер" (1978, Премия "Сезар", 1979).
Блестяще исполнил роль Франсуа Пиньона в фильме комедиографа Франсиса Вебера "Ужин с придурком" (1998, Премия "Сезар", 1999, Премия Люмьер, 1999).
Триумф театральной постановки Франсиса Вебера привел и к самой отмеченной роли актера в кино, но название и пьесы, и фильма, говорит за себя - "Ужин с придурком". Фильм собрал во Франции более 9 миллионов зрителей и принес актеру заслуженного Сезара, но… Из фильма в фильм Вильре переносил лишь симпатичный имидж народного увальня - актер много снимался, но по-прежнему "вторым номером".
2000–е годы
В своих немногочисленных "серьезных" ролях Вильре продемонстрировал недюжинное дарование - он мог быть и печальным меланхоликом, и безответным влюбленным, и даже рефлексирующим политиком. Однако сам факт появления в странноватых "Актерах" Бертрана Блие окончательно зафиксировал реальное положение вещей - собиравшийся прощаться с кинематографом режиссер воздавал дань актерам (включая своего великого отца). Блие подбирал не исполнителей на роли, но былых кумиров прошлых лет, по причине преклонного возраста отошедших, как правило, куда-то на периферию большого кино. В этой блестящей компании героев из прошлого оказался и Вийере. Которому не было тогда и 50-ти…
Среди киноработ актера – комедия «Дети природы» (Les enfants du Marais) режиссера Жана Бекера 1999 года, комедия этого же режиссера 2001-го «Преступление в раю» (Un crime au paradis). В том же 2001-м он играл и у Лорен Эйнеманн в «Билет в один конец» (Un aller simple). Филипп де Брока снимал Жака в своей драме «Змея в кулаке» (Vipère au poing) в 2004 году. Еще в одной драме, на это раз у режиссера Ива Анжело актер играл в 2005-м – картина называлась «Серые души» (Les âmes grises).
Комедийный фильм «Крестные отцы» (Les parrains) Фредерика Форестье вышел также в 2005-м, и рассказывал о троице грабителей банков. Эта картина стала одной из последних работ великого актера Жака Вильре – в том же 2005 году его жизнь, к сожалению, оборвалась.
Личная жизнь
Жак Вильре был женат на актрисе и писательнице Ирине Тарассовой с 1979 по 1998 год и воспитывал её сына Александра, как своего родного ребёнка. Александр стал мызкантом и режиссёром.
После развода и из-за проблем с налогами актер впал в депрессию, стал много пить.
Позже он встретил африканскую вдову по имени Сени, которая стала его избранницей и собиралась переехать к нему в Париж из Лилля. Но случилось несчастье.
Последние годы был серьезно болен диабетом, страдал от алкоголизма. Умер в конце января 2005 года от внутреннего кровотечения в центральной больнице Эвре. Похоронен на кладбище Перюссон вблизи г. Лош – рядом со своей бабушкой по материнской линии, самым ему близким в семье человеком.
Ирина Тарассов-Вильре выпустила книгу воспоминаний о Жаке Вильре "Un jour, tout ira bien" (Когда–нибудь всё станет хорошо), 2005. Сени тоже написала книгу, вышедшую также в 2005 году: « Mon bébé blanc» (Моё белое дитя).
С использованием материалов иностранных сайтов. Перевод с французского: Lisochek