Валентина Теличкина родилась в селе Красном Горьковской (ныне Нижегородской) области. Ее отец, будучи кулаком, очень сильно пострадал от Советской власти. Впервые его раскулачили в 20-е годы. Отобрали все, оставив выживать с женой и четырьмя детьми. Затем над ним нависла расстрельная статья, и ему пришлось развестись, чтобы уберечь семью... Многое ему пришлось испытать, а в заключение его все-таки арестовали с конфискацией имущества. Поводом стало то, что он покрыл крышу своего дома железом…
Валентина всего этого не могла помнить, поскольку родилась, когда родителям было уже под пятьдесят. О злоключениях своей семьи она знает лишь по рассказам. Но что удивительно, столько испытав от Советской власти, он никогда никому не высказывал обиды. «Доченька, - говорил он Валентине, - достаток – это Божья благодать, а избыток – это наказание. Поэтому, государство и отбирает у меня лишнее…»
Юная артистка
Валентина, как она сама признается, росла обыкновенной девчонкой. И хулиганистой, и смешливой, и плаксивой… Но главное – она всегда была ужасной фантазеркой. «Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок, и не удивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального» - признается Валентина Ивановна.
С ранних лет Валентина чувствовала себя актрисой. В два с половиной года она спела частушку в детском садике. Воспитателям это очень понравилось, и девочке пришлось на каждом утреннике повторять это выступление. Позже к песне Валя добавила и танец – она лихо отплясывала «Барыню». Очень часто она выступала и дома перед гостями, и это доставляло девочке огромное удовольствие.
В школе Валентина с энтузиазмом окунулась в самодеятельность. Ей доверили вести сразу три кружка: танцевальный, драматический и художественного слова. Вместе с другими учениками она готовила большие концерты, которые, как утверждает Валентина Ивановна, были порой гораздо выше по профессиональному уровню, чем нынешнее телевидение.
Первые роли в кино
По окончании школы Валентина поступила во ВГИК, где ей довелось учиться в мастерской выдающегося актера Владимира Белокурова.
В 1965 году Теличкина впервые снялась в кино. Это была роль Даши в киноповести режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант». А вскоре актрисе досталась роль, ставшая по-настоящему этапной в ее биографии.
В социальной мелодраме Сергея Герасимова «Журналист», вышедшей на экраны в 1967 году, она сыграла курьера Валю. Картина, в которой проявилась склонность актрисы к характерным ролям, многое предопределила в ее дальнейшей судьбе. Здесь ей довелось сниматься рядом с такими мастерами, как Тамара Макарова, Анни Жирардо и Иван Лапиков, уже популярными Галиной Польских и Сергеем Никоненко, а также с начинающим Юрием Васильевым.
Принципиальная актриса
В 1967 году Валентина Теличкина окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера. Начиная с 1967 года, она много и интересно снималась в кино. Мелодрама Бориса Яшина «Осенние свадьбы», трагикомедия Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка», мелодрама Глеба Панфилова «Начало» - эти и другие картины сразу же сделали актрису любимицей зрителей. Знаменитые реплики ее героинь вошли в наш обиход. Помните хвастовство Вали в картине «Начало»: «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал!» Или предложение Зои в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров»: «Саша, а у меня идея: давайте поцелуемся!»
Стоит отметить, что с первых же фильмов героинями Теличкиной стали, как правило, простые девушки из рабочей среды, наделенные сильным характером. При этом актрисе подвластны и очень сложные, насыщенные психологизмом характеры. Такой, например, стала ее Нина в психологической драме Григория Чухрая «Трясина» (1977), еще одна Нина в мелодраме Александра Панкратова «Портрет жены художника» (1981) и, конечно же, Анна в драме Глеба Панфилова «Васса» (1982).
О фильме «Васса» стоит сказать отдельно. В этой картине актриса в полной мере продемонстрировала умение отказаться от фирменной своей милоты, чуть простодушного обаяния, дабы вписаться в сложнейший замысел, в режиссерскую концепцию, взращенную не только на наследии нашего классика Алексея Максимовича, но на опыте исторических трагедий Лукино Висконти.
С начала 90-х Валентина Теличкина стала сниматься в кино гораздо реже. И на это есть причины. Как признается актриса, есть немало ролей, которые она не сыграла бы ни при каких обстоятельствах. «Я не сыграла бы ничего, что несет за собой соблазн, растление, в любой, даже самой привлекательной форме. Я бы не стала своим творчеством проповедовать сомнительные ценности». Следуя этим принципам, Теличкина не раз отказывалась от ролей, которые могли бы обеспечить ей безбедное состояние. Отказывалась даже тогда, когда очень сильно нуждалась в средствах. Но об этом она ничуть не жалеет.
В конце 90-х Валентина Теличкина снялась в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала комедия Виктора Титова «Кадриль». «Этот фильм стал для меня настоящим подарком судьбы, - признается актриса. – Меня, прежде всего, поразил сценарий – это настоящее, законченное литературное произведение, в котором нет ни малейшей небрежности. Замечательный слог, неспешные диалоги, невероятной душевности герои с совершенно дивными характерами!»
Сегодня
В последние годы Валентина Теличкина, к сожалению, мало занята в кино. Свободное время она отдает семье. Ее муж по профессии архитектор, сын учится в МГИМО. С судьбой сына , по словам актрисы, связаны все ее мечты.
А как же работа? К счастью в последние годы ситуация в нашем кино постепенно меняется в лучшую сторону. И Валентина Ивановна считает, что все еще у нее впереди. Подтверждением тому стала новая работа актрисы в фильме «Есенин», где она сыграла мать главного героя в исполнении Сергея Безрукова.