За 45 лет жизни Мисима создал 40 романов, 18 пьес, 20 книг повестей и рассказов и по меньшей мере 20 книг эссе, одно либретто и один фильм.
Ранние годы
Юкио Мисима родился 14 января 1925 г. в семье крупного чиновника Адзуса Хираока и его супруги Сидзуэ. Другие дети в семье – младшие сестра Мицуко (р. 1928) и брат Тиюки (р. 1930). До 12 лет воспитывался в доме бабушки Нацуко, которая воспитала ребёнка в строгих и утончённых аристократических традициях, что оказало на формирование будущего писателя огромное влияние.
Тяжелые болезни и постоянные недомогания, из-за которых Мисима не принимал участия в играх сверстников и часто пропускал школу, тоже наложили неизгладимый отпечаток на личность будущего писателя. Мисима рос впечатлительным и одарённым ребенком, много времени проводившим за чтением книг.
В 1941 накануне вступления Японии во Вторую Мировую войну в 16-летнем возрасте пишет свое первое произведение – романтическую повесть «Цветущий лес», проникнутую тревожным ощущением неотвратимости наступающей войны. Переживание красоты обостряется на фоне угрозы разрушения страны и ее уникальной культуры. Уже в первой книге появляется мотив, вариации которого не раз встречаются в его будущих произведениях – мысль о том, что красота и смерть – это главные понятия, определяющие сущность жизни. Тогда же он берет псевдоним Мисима Юкио, впредь этим именем будут подписаны все его произведения.
Он окончил первым из шестидесяти соучеников привилегированную школу «Гакусюин», в которой учились дети знатных (в том числе и императорской) семей, и удостоился личной аудиенции у императора. Из рук императора он получил памятный подарок - серебряные часы.
Подчинившись желанию отца, Мисима поступил на юридический факультет Токийского университета, где изучал немецкое право. К этому же периоду жизни писателя относится его сильное увлечение литературой немецкого романтизма, породившее позднее интерес к сочинениям Томаса Манна и философии Фридриха Ницше. В 1944–1947 учится в школе юриспруденции при Токийском Императорском университете. В 1945 уклоняется от призыва в армию под предлогом слабого здоровья.
В 1946 г. Мисима посетил классика японской литературы Ясунари Кавабата, показав ему
рукопись своих рассказов. По рекомендации Кавабата рассказ «Сигарета» был вскоре напечатан. Так Мисима вступил в литературный мир.
В ноябре 1947 г. Мисима закончил юридический факультета. Пытаясь устроиться на работу в «Японский промышленный банк», он сдает экзамен, но кандидатура Мисимы была отклонена из-за его слабого здоровья. После этого Мисима некоторое время проработал в Министерстве императорского двора, после чего по рекомендации отца перешёл в Министерство финансов, совмещая работу чиновника с активной литературной деятельностью.
Литературная деятельность
В 1948 г. Мисима примкнул к литературному объединению «Современная литература». Совмещая работу чиновника с активной литературной деятельностью, Мисима написал свое первое произведение крупной формы, озаглавленное «Вор». Получив заказ на написание романа, Мисима, из-за истощённости чуть не погиб, упав с железнодорожной платформы и едва не попав под поезд. Этот инцидент способствовал увольнению из Министерства финансов и посвятил себя полностью литературной деятельности, с чем был вынужден постепенно смириться и его отец.
В июле 1949 г. был опубликован только что завершённый Мисимой роман «Исповедь маски», который стал сенсацией из-за откровенно представленного в ней гомосексуализма, и был высоко оценён критиками. За «Исповедью маски» последовали «Жажда любви» (1950) и «Запретные удовольствия» (1951). Успех Мисимы вывел его в лидеры японской послевоенной литературы.
В декабре 1951 г. в качестве специального корреспондента газеты «Асахи симбун» Мисима отправился в кругосветное путешествие почти на год. Вернувшись в Японию, он взялся за радикальную перестройку собственного тела, став заниматься бодибилдингом. В то же время Мисима, заинтересовавшись классической японской литературной традицией, стал изменять и свой писательский стиль. Двойственное изменение нашло своё выражение в романе «Золотой храм» (1956), за основу которого была взята история о сожжении храма Кинкакудзи молодым монахом. «Золотой храм» стал одной из творческих вершин писателя и считается самым читаемым в мире произведением японской литературы.
В эти годы начался период восторженного восприятия каждой новой работы Мисимы читателями. Многие из них обрели столь большую популярность, что были экранизированы. Мисима стал одной из центральных фигур японского литературного мира. В это же время, демонстрируя многогранность собственного таланта, Мисима обратился к драматургии и написал, наряду с многочисленными пьесами, сборник современных пьес для театра Но, а затем, примкнув к театру «Бунгакудза», дебютировал как постановщик собственных произведений и актёр.
Международная известность
В 1959 г. вышел в свет роман «Дом Кёко», на создание которого ушло около двух лет и который, по замыслу автора, противопоставлялся «Золотому храму»: если «Золотой храм» являлся анализом внутреннего мира человека, то в «Доме Кёко» центральным стало отображение современной эпохи в целом. Мнения литературных критиков разделились. Реакцию читателей также нельзя было назвать положительной. В результате Мисима, избалованный успехом, впервые в своей литературной деятельности испытал сильное разочарование, что стало поворотным моментом для всей его дальнейшей карьеры.
Тем не менее последующий период для писателя оказался плодотворным. В числе написанного им в эти годы романы и повести «После банкета» (1960), «Красивая звезда» (1962), «Шёлк и проницательность» (1964), новеллы «Сэмбэй за десять тысяч иен» (1960), «Патриотизм» (1961), «Меч» (1963), пьесы «Розы и пираты» (1958), «Тропические деревья» (1960), «Кото, приносящее радость» (1963), «Маркиза де Сад» (1965).
Личная жизнь
В личной жизни Мисимы также произошли изменения. В 1950–е годы Юкио посещал бары гомосексуалистов и имел несколько недолгих связей с иностранцами, проездом в Японии. После расстроившегося союза с Сёдой Митико (она впоследствии вышла замуж за Императора Японии Акихито), он в 1958 г. женился на Ёко Сугияме, дочери известного мастера классической японской живописи Ясуси Сугияма. Вместе с женой Мисима поселился в новом особняке, построенном в американском колониальном архитектурном стиле, напоминающем о викторианской эпохе. У пары родилось двое детей.
К последнему периоду жизни Мисимы относятся несколько выдвижений на соискание Нобелевской премии по литературе. В эти годы Мисимой написан и поставлен (с самим автором в главной роли) «Патриотизм» (1965), опубликованы многочисленные произведения, воспевающие героическую смерть и подчёркивающие неразрывность связи между эстетической красотой и политически окрашенными действиями.
В этот период к своим занятиям бодибилдингом Мисима добавил тренировки по кэндо. Снимаясь в главной роли в фильме Ясудзо Масумура «Караккадзэ яро» (продюсер Масаити Нагата, студия Дайэй, 1960), позируя известному фотографу Эйко Хосоэ для изобиловавшего мазохистическими мотивами альбома, озаглавленного «Форма розы» (1963), а также другими средствами Мисима целенаправленно стал создавать в СМИ культ своего тела, сильного и преображённого после изнурительных тренировок. Кроме того, данный период характеризуются многочисленными исполнениями постановок драматургических сочинений Мисимы, а также популяризацией его творчества в Европе и Америке, благодаря начавшим появляться в печати переводам на европейские языки. В числе тех, кто способствовал расширению читательской аудитории Мисимы, были известные американские японисты Дональд Кин и Эдвард Зайденштиккер. Начиная с этого времени, произведения Мисимы получают всемирную известность и удостаиваются высокой оценки критиков на Западе.
Последние годы и самоубийство
В ноябре 1968 г. из активистов журнала «Спор» была сформирована военизированная группа «Общество щита», которую возглавил Мисима. В это время Мисима начинает принимать самое активное участие в политической жизни страны (во время студенческих волнений посетил захваченный студентами университет). В 1968 году началась публикация «Храма на рассвете«, третьего тома тетралогии Мисимы, а также вышла пьеса «Мой друг Гитлер».
25 ноября 1970 г., под предлогом официального визита посетив вместе с четырьмя членами «Общества щита» базу сухопутных войск сил самообороны в Итигая, Мисима, взяв в заложники командующего базой, с балкона его кабинета обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Однако театрализованная попытка государственного переворота была проигнорирована, после чего Мисима покончил с собой, совершив сэппуку (харакири). После нескольких неудачных попыток обезглавить Мисиму, его товарищ Морита передал меч Коге, который и отрубил голову Мисиме. Своё самоубийство Мисима готовил почти год, написав в том числе ритуальную поэму. Вслед за товарищем, Морита тоже в тот же день совершил сеппуку.
Утром же этого дня, 25 ноября, перед поездкой в Итигая, Мисима отослал своему редактору текст романа «Падения ангела», ставшего последним томом тетралогии «Море изобилия» и последним сочинением Мисимы.