Создатель обучающей системы для актеров и режиссеров «Искусство: видеть его во всем».
Ранние годы
Фамилия Безродный – это настоящая фамилия, но бабушкина. Дедушка по отцу был Лебедев. Эдуард – родственник известного актера Евгения Лебедева. Но дед был военным врачом и под Питером попал в плен, лечил немцев в концлагере в Германии. А после победы его, конечно же, расстреляли. И когда родился папа Эдуарда, то его отца уже не было в живых, и бабушка поменяла фамилию на девичью, чтоб не преследовали семью.
Когда Эдуард получал паспорт, то мог вернуть себе фамилию Лебедев, но решил остаться Безродным: «Мне с этой фамилией везёт, и она очень театральная. "Эдуард" означает «охраняющий род», а Безродный — тот, у которого нет рода. По сути, это является моим театральным кредо — тот, у кого нет ничего, это и охраняет».
Актёром мечтал стать с детства, очень любил Евгения Леонова и рисовал его в школьных тетрадках. А после школы поступил в театральный институт. Поступил сразу, причем с самым высоким баллом среди всех абитуриентов. Пел, танцевал, читал отрывки и монологи. Свободно владел украинским с детства — хотя семья русскоязычная, но украинский очень любит. А уже на втором курсе стал играть в театре Шевченко. Первая роль была в спектакле по Тургеневу «Холостяк». Во втором спектакле «Сны Кристиана» Безродный играл уже главную роль.
Карьера
Окончил Харьковский театральный институт. Поставил больше 10 спектаклей в театре «Березиль» и на других сценах Харькова и Украины, наиболее известные «Маугли» (2000), «Пугачев» (Гран-при фестиваля «Культурные герои», Украина), «Регди Энн» (2001), «Радиоточка» (Гран-при фестиваля «Курбалесия», Украина; Гран-при фестиваля «JULA», Германия), «Весна» и новый спектакль «Чичиков», где Безродный выступает как актер, сценарист, постановщик и режиссер в одном лице.
Сыграл около 80 ролей из них 60 главных. Наиболее известные: Гамлет – «Гамлет. Сны»; Хлестаков – «Ревизор»; Трофимов – «Вишневый сад»; солдат – «Зима»; Эдик – «Радиоточка»; профессор – «Medea in der stadt».
«...театр живёт до сих пор, и не могут никак заменить его высокие технологии, потому, что он выполняет для человечества важную работу: моделирует желаемое и материализует счастье...» – Эдуард Безродный.
Другие грани таланта
Для самовыражения актеру театра им. Шевченко мало его неистовых ролей на сцене. Для продолжения диалога с миром он пишет сценарии и книги. Эдуарду Безродному важно получить ответ на свои послания, поэтому на творческих встречах он читает фрагменты еще неоконченных книг.
Эдуард Безродный известен не только как актер и даже режиссер и писатель, но еще и как художник и музыкант: «Да, рисую и играю — я закончил музыкальную школу, песни пишу. Были выставки моих работ, хотя я больше занимаюсь инсталляцией и неустойчивой скульптурой. В «Радио-точке» у меня есть скульптура из сахара — когда ее заливают вином, она тает. Но все, что я делаю вокруг актерства — пишу, ставлю как режиссер, рисую — это все моя игра! Это мой путь к актерству, я хочу к нему подойти с разных сторон научно, как алхимик».
Личная жизнь
Жена — актриса Майя Струнникова, родилась в Ивано-Франковске.
Вместе уже 15 лет.
Методика Безродного
Ведущий актер театра «Березиль» Эдуард Безродный, уверен, что может сделать из любого человека актера. Не много не мало – за неделю интенсивных тренировок по его системе. Правда, как утверждает Эдуард Безродный, такой актер сможет играть только в кино. Для театральных постановок придется тренироваться еще. Такая уверенность подтверждена многолетним опытом и отменной игрой на сценах Украины и мира.
Свою методику Эдуард Безродный разрабатывал еще с 1994 года. Все упражнения актер придумывал сам, основываясь на идеи экспериментального театра польского режиссера Ежи Гратовского, который хотел найти новый путь совершенствования актера ради актера, а не ради зрителя. Он считал, что иначе театральная постановка грозит превратиться в рутину, а работа актера в постылое ремесло.
Система упражнений Эдуарда Безродного это своего рода психо-физический актерский тренинг, состоящий пока из 30 базовых упражнений. Чтобы добиться результатов, нужно не прерываясь по 6- 7 часов тренироваться, тогда приходят открытия и откровения. Все упражнения автор держит в голове. По словам, Эдуарда Безродного, он пока не готов систематизировать и издать их в виде пособия или учебника. Жена и главная ученица Эдуарда Безродного – Майя Струнникова, работая по методике мужа, уже добилась ощутимых успехов.
- Я открыт, и хочу передавать свое счастье молодым актерам, - делится сокровенным Эдуард. – Но сейчас, среди моих коллег, есть своеобразная актерская зависть. И получается так, что я один. Другие актеры со мной не дружат. Я ни в коем случае не боюсь, а даже наоборот хочу, чтобы кто-то работал со мной по моей системе, пусть даже актер будет по уровню выше. Это будет счастье.
Не так давно Эдуард Безродный полгода работал в Берлинском театре. Перед каждой репетицией, чтобы быть в форме он выполнял ряд своих упражнений. Немецкие актеры, когда это увидели, попросили и им провести такие тренировки. Упоение и радость, с которыми немцы занимались, поразила Эдуарда Безродного. Потом они ему предлагали деньги: «У нас не бывает бесплатно», - утверждали честные европейские актеры. Правда, потом они приглашали его приехать отдельно, и провести целый курс занятий. Но к счастью, Эдуард Безродный, очень занят на ведущих ролях в театре украинской драме им. Т.Г. Шевченко и никак не может покинуть родной Харьков, чему и сам, в принципе, рад.
- Ноу-хау моих упражнений в их приближенности к жизненным знаниям, но одновременно и в оторванности от них, - рассказал Эдуард Безродный. – Все они основаны на вещах известных с детства. Трагедия сегодняшнего тетра в том, что актер накручивал себя на роль, а необходимо делать наоборот. Не отрываясь от себя – входить в персонажа. Моя методика ориентирована именно на это.
Сейчас театров и актеров, работающих с таким пониманием, крайне мало. И все они экспериментальные, то есть не признанные академической культурой. Эдуард Безродный считает, что ему повезло – новый художественный руководитель театра им. Т. Г. Шевченко Степан Пасечник поддерживает и поощряет начинания актера, которого всегда выделяется на сцене из общей массы. Актер уверен, что экспрессивные, современные постановки, только красят театр:
- Ведь «Березиль» был основан Лесем Курбасом в 1922 году, как экспериментальный театр. А его самого за это расстреляли. И только начиная с Андрея Жолдака, в театр начало потихоньку возвращаться то, что закладывал еще Лесь Курбас.
Сейчас многие в Харькове заговорили о возвращении скандального режиссера Андрея Жолдака. По словам Эдуарда Безродного, это вполне возможно. Как «безумно влюбленный в Харьков», Жолдак хочет приехать и поставить здесь новый спектакль. Сейчас он в Киеве на сцене национальной оперы ставит «Преступление и наказание», куда пригласил Эдуарда безродного на одну из главных ролей. К сожалению, не все спектакли Андрея Жолдака выходят на сцену. Судьба так и не показанного «Ромео и Джульетта» еще не решена.
(Информация с сайта ludovikxiv.livejournal.com/173372.html)