Ранние годы
Детство провел в Бретани. Отец Луи – тоже Луи Жуве – был управляющим компании общественного строительства в Лиможе. В 14 лет потерял отца (раздавлен упавшим камнем), воспитывался у дяди-аптекаря в Арденнах. С 1904 года под влиянием семьи учился в Париже на фармацевта, но всё свободное время проводил в театрах.
Трижды проваливался на экзаменах в Высшую консерваторию драматического искусства. В 1913 году вместе со своим другом Шарлем Дюлленом поступил в труппу театра Жака Копо «Старая голубятня» (фр. Le théâtre du Vieux-Colombier), работал в ней как режиссёр, декоратор, актёр (при этом он заикался, но мастерски скрывал свой изъян особым скандирующим произношением, которое позднее стало знаменитым).
В 1914—1917 годах Жуве — врач на фронтах Первой мировой войны.
Карьера в театре
Начал играть на сцене в 1910 году, в возрасте 23 лет.
В 1922 году начал самостоятельно работать в театре на Елисейских полях.
В 1923 году с успехом поставил пьесу Жюля Ромена «Кнок, или Торжество медицины».
В 1927 году началось его многолетнее сотрудничество с писателем Жаном Жироду.
6 июля 1927 года вместе с Гастоном Бати, Ш.Дюлленом и Жоржем Питоевым Жуве создал режиссёрский «Картель четырех» (просуществовавший до 1940 года), задачей которого было возвращение на сцену поэзии театрального представления и современных авторов.
В 1930—1932 годах личным секретарём Жуве был Жан Ануй.
С 1935 года Луи Жуве руководил театром «Атеней» (ныне этот театр носит его имя); отказался от предложения возглавить «Комеди Франсез». Жуве обращался преимущественно к произведениям современной драматургии, в своих лучших постановках поднимал актуальные темы современности — войны и мира, национальной розни, обречённости буржуазного общества.
В 1941 году из оккупированной Франции он отправился с труппой в Латинскую Америку и вернулся лишь в конце 1944 года.
В 1950 году Жуве был награждён орденом Почётного Легиона.
В 1951 году он поставил драму Сартра «Дьявол и Господь Бог»; поддерживал искания Жана-Луи Барро и Жана Вилара.
Жуве и кино
В 1932 году Жуве дебютировал в кино - Альберт в фильме «Топаз». Будучи одним из крупнейших театральных актеров Франции, Луи Жуве принес в кинематограф высокую культуру речи, жеста, мимики. Фильмография актера насчитывает около трех десятков картин, большинство лент с участием Луи Жуве стали признанными шедеврами. Немало ролей было создано специально «под Жуве», с тем, чтобы он мог во всем блеске проявить свойственные лишь ему качества. Властная осанка, экстравагантная внешность, высокий рост и неподражаемая дикция — все это способствовало созданию незабываемых образов на экране и сцене, среди которых, безусловно, инспектор Антуан («Набережная Орфевр», 1947) — самый трогательный из всех созданных актером персонажей. Лучшие роли исполнил в фильмах режиссеров Жака Фейдера, Жана Ренуара, Марселя Карне, Жюльена Дювивье. Луи Жуве снялся в 32 фильмах, в том числе в фильмах Анри-Жоржа Клузо, Жана Ренуара, Марселя Карне, Марка Аллегре.
В 1933 году Жуве выступил как кинорежиссер, поставив картину «Кнок». В 1934-м он начал преподавать в Парижской консерватории и стал руководителем театра «Атеней» (Париж). В годы Второй мировой войны Жуве работал в США и Швейцарии.
По сценарию Жуве поставлен фильм «Les abysses» (1963). Некоторые из фильмов с его участием стали мировой классикой: «Набережная Орфевр» (1947, для многих это его лучшая роль), «Северный отель» (1938) с Арлетти в главной роли с его незабываемым: «Атмосфера, атмосфера!», «Странная дама» (1937). В фильме «Точная копия» (1947) Жуве играет двойную роль – предводителя бандитов и нанятого им же своего двойника. В детективе Анри Декуана «Между 11 часами и полуночью» он играет роль инспектора и тоже его двойника.
Луи Жуве любил театр больше, чем кино. Однако он не отказывался участвовать в адаптации для кино театральных пьес. Критика особо отмечала такие фильмы, как «Вольпоне или Коварный лис» (1941) и «Кнок», снятые с интервалом в 17 лет – в 1933 и в 1951 году.
В 1938 году в фильме Марка Аллегре «Вход для артистов» Жуве сыграл фактически самого себя – профессора по театру в Парижской консерватории. А в 1950 году он сыграл в фильме Клюзо «Микетта и её мать», в живописной роли директора провинциального театре и актёра–мастера всех жанров Моншаблона.
Личная жизнь
В актёрской среде у Луи Жуве было прозвище «Патрон» (хозяин, большой начальник).
С 1912 года был женат на Эльзе Коллен, с которой у него было трое детей: Жан–Поль, Анн–Мари и Лиза, ставшая актрисой (1924–2004). Актёр был заботливым отцом, хорошим семьянином и одновременно – большим любителем женщин.
У Луи было несколько романов – с Лизой Дункан, Мадлен Озерэ и Моник Мелинан.
Умер от множественного инфаркта на репетиции пьесы Грэма Грина «Власть и слава» в возрасте 63 лет.
(С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek)