В 1951 году окончил Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели.
Работал в театрах Кутаиси, Сухума.
С 1961 года - в труппе Грузинского театра им. Руставели (Тбилиси).
Принадлежит к числу блестящих представителей грузинской актерской школы. Артистическое обаяние, яркая творческая индивидуальность Р. Чхиквадзе влекли на его спектакли публику. Сегодня уже история театра: Леандро в "Испанском священнике", Милорадо в "Докторе философии", Мекки-Нож в "Трехгрошовой опере", Виктор в "Иркутской истории", Коса в "Чинчраке" и другие.
В кино с 1954 года (первая роль — Шота Наморадзе — в фильме «Стрекоза»).
Принимал участие в озвучании мультфильмов.
С 1972 года Рамаз Чхиквадзе - народный артист Грузии,
в 1981-м году он стал народным артистом СССР.
Выбор пути
Рамаз Григорьевич Чхиквадзе родился 28 февраля 1928 года, в городе Тбилиси. Музыкальные таланты Рамаза Чхиквадзе были заложены в нем генетически: дедушка его был выдающимся специалистом по грузинской фольклорной музыке, отец и мать были профессорами консерватории. Таким образом, будущая звезда грузинского театра и кино с пеленок вкусил семейные музыкальные традиции, и голос его, даже будучи еще профессионально не обработанным, был поставлен самой природой.
После окончания школы Рамаз Чхиквадзе долго колебался, в какой вуз ему поступить - в консерваторию или театральный. Театральный победил. Это был Тбилисский театральный институт им. Шота Руставели.
Начало творческого пути
Творческая биография Рамаза Чхиквадзе началась рано. В студенческие годы профессор, руководитель курса, первым в Советском Союзе отважился поставить на институтской сцене «Семью» Попова об отроческих и юных годах Ленина. Разрешить студенту третьего курса сыграть образ «вождя мирового пролетариата» выглядело кощунственно и очень смело. В те времена всего два-три актера в стране на это имели негласное право: Штраух, Щукин... Мюфке – вот, пожалуй, и все...
Когда режиссер поручил роль Ленина Рамазу Чхиквадзе, все были шокированы: красавчик, с тяготением к легкому жанру... немыслимо! Но когда в III акте на сцену стремительно вышел «возмужавший Ленин» в черном пальто нараспашку, в черном галстуке в белую горошину, зажатой кепкой в руке, приветственно поднятой вверх, зал стоя устроил студенту бурную овацию. Так узнаваем был этот, на мгновенье замерший – живой монумент...
Театр
Рамаз Чхиквадзе - блестящий представитель грузинской актерской школы: артистическое обаяние, яркая творческая индивидуальность актера влекли на его спектакли публику. Он никогда не был обделен вниманием зрителей и критики. Все роли актера на сцене Государственного академического театра имени Шота Руставели, в труппу которого он пришел в 1961 году, становились яркими театральными событиями.
Счастлив актер, если на его творческом пути встречается режиссер-единомышленник, художник, эмоциональный настрой которого востребует ту или иную актерскую индивидуальность, совпадет с творческими стремлениями исполнителя. Таким режиссером стал для Рамаза Чхиквадзе на сцене театра Роберт Стуруа.
В сотрудничестве двух выдающихся мастеров родились шедевры руставелевской сцены - Аздак и Ричард III в прославленных спектаклях «Кавказский меловой круг» и «Ричард III». Этими образами восхищались зрители Германии и Великобритании, Греции, Италии и Швейцарии, Мексике и Австралии.. Сегодня уже история театра: роль Леандро в «Испанском священнике» и Милорадо в «Докторе философии», образ Мекки-Нож в «Трехгрошовой опере», Виктор в «Иркутской истории» и Коса в «Чинчраке».
Последняя его роль в театре - в «Плясках смерти» по Стриндбергу. Его уговорил один молодой режиссер. Они открывали новый театр – сейчас в моде такие подвальные театры, где зрителей 100 человек. Поставили этот спектакль, даже на гастроли выезжали. В Италии были на гастролях, на Украине были, в Москве были.
Кино
Менее востребованным Рамаз Чхиквадзе оказался в кинематографе. И все-таки первая же роль в кино - Шота в популярнейшей по сию пору «Стрекозе» Сико Долидзе значительно пополнила ряды поклонников артиста, стала свидетельством его несомненной музыкальной одаренности. От фильма к фильму становилась более филигранной техника, росла исполнительская культура, мастерство импровизации. «Каждая роль, собственно, делается из таких материалов - твое сердце, твои нервы, твои боли, твои ошибки. Сочетания всех этих вещей создают образ, который находит отклик», - жизненное кредо актера.
Актер прекрасно танцевал, легко и изящно шутил, в совершенстве владел техникой речи и музыкальным речитативом, а его беспредельная юношеская привлекательность завораживала и околдовывала сама по себе...
Рамаз Чхиквадзе оказался и прелестным комедийным актером. Его образы, созданные в комедиях «Городок Анара», «Дюма на Кавказе», «Страховой агент», «Комедия ошибок», и, конечно же, «Официант с золотым подносом», запомнились зрителям надолго.
А вот роль Луки в картине Резо Чхеидзе «Саженцы» стала несомненной творческой победой артиста. Тогда актеру едва минуло сорок, но он был столь убедителен в образе убеленного сединой старика, что на восьмом международном кинофестивале в Москве удостоился приза за лучшее исполнение мужской роли.
Актер создал галерею трагических образов в кинодрамах: «Санта Эсперанса», «Закат», «Аши – кериб». Менялись исторические периоды, как сценические костюмы, — пятидесятые, оттепель, застой, перестройка, но о Рамазе Чхиквадзе всегда говорили: «наш современник». Диапазон фильмов с участием артиста колебался от социального фарса до великих исторических событий – «Победа», «Древо жизни», «Грузинская хроника Х1Х века», и, бесспорно, роль Сталина в киноленте «Путешествие товарища Сталина в Африку».
Сегодня
Из театра Рамаз Григорьевич совсем недавно ушёл, так как стало тяжело играть на сцене в 80 лет. Да и память уже не та, а суфлёра в современном театре не предусмотрено.
А вот в кино играет по–прежнему. В последние годы сыграл очень сложные, интересные роли. Физически в кино ему работать легче. Раньше он очень часто отказывался от работы в кино, потому что был занят в театре, постоянно репетировал новые роли. А вот сейчас есть возможность наверстать упущенное, но, к сожалению, в Грузии кино не снимается. Талантливый грузинский кинематограф, имевший некогда свое лицо, переживает не лучшие времена. Очень жаль… Зато снимается в России.
Вместе с известными российскими актерами снимался в многосерийной картине Резо Гигинеишвили «Девять месяцев» – сыграл главврача… А Нана Джорджадзе сняла недавно картину «Повелитель молнии» по сценарию Ираклия Квирикадзе. Там он сыграл главную роль. Работал с русскими, литовскими актерами и даже с норвежской актрисой.
Супруга Рамаза Григорьевича – Наташа – родом из Москвы. Недавно они сыграли золотую свадьбу.
Ушёл из жизни в Тбилиси в ночь на 18 октября 2011 года на 84-м году, после тяжелой и продолжительной болезни.
Ранее в Дидубийском пантеоне была похоронена супруга актера Наталья Чхиквадзе, скончавшаяся 22 августа того же года.