Наибольшую известность Барни принесла серия экспериментальных видеофильмов «Кремастер» (всего пять фильмов, 1995—2002), в которых он выступал сценаристом, режиссёром, продюсером, исполнителем главных ролей. Смысловая структура видеоработ Барни сложна и многогранна: тастические образы сплетаются в многоярусную систему аллегорий и метафор. Фактически фильмы Мэтью Барни представляют собой масштабные художественные акции, переложенные на видеоплёнку, при этом в изобразительный ряд фильма причудливо вплетаются картины и «скульптуры» из вазелиноподобной массы, принадлежащие рукам самого Барни. Сам Мэтью считает себя в первую очередь скульптором.
Газета The Guardian назвала серию «Кремастер» «первым по-настоящему выдающимся творением в сфере кино, сделанным в контексте изобразительного искусства, после «Андалузского пса» Бунюэля и Дали».
Одной из последних работ художника является видеофильм «Растворение мира», главную роль в котором сыграла его жена — исландская певица Бьорк. Многие критики называют Мэттью Барни в числе самых скандальных и интересных художников современности.
Мэттью Барни, Romantic Collection и та самая инсталляция по мотивам «Полуночников»
Известность и статус одного из самых загадочных художников-мистификаторов Барни получил благодаря своему пятичастному циклу необарочных фильмов «Кремастер». Само название буквально обозначает мышцу, отвечающую за эрекцию, а в снятых с голливудским размахом кадрах возникают то одноногие модели, чистящие протезом картошку, то вытанцовывающий чечетку сатир или же томно смотрящие в кадр женщины-леопарды. Высокохудожественный абсурд, да и только. Неудивительно, что критики нарекли американского художника вторым Луисом Бунюэлем, как и неудивительно, что на вечеринке в честь закрытия 53 Каннского фестиваля Бьорк по привычке танцевала в темноте, но уже с художником и от глаз подальше.
Плодом любви двух перверсусов современности стала дочь Исадора и фильм «Растворение мира», в финале которого на рыбацком судне формируется многотонная скульптура из вазелина, а влюбленные Барни и Бьорк медленно и красиво отрезают себе ноги, превращаются в китов и уплывают дружно за горизонт.
Причем здесь рисунки? В процессе подготовки всех своих фильмов Барни делал зарисовки, раскадровки и эскизы к возникающим в кадре скульптурам. Рисунки, которые Барни рисовал с конца 80-х, выставляются в Morgan Library Museum, как и книги из собрания библиотеки, особенно сильно повлиявшие на его творчество.