Ранние годы
Родился 18 марта 1890 года в Париже в небогатой семье. Настоящее имя – Жозеф Анри Декуан. Отец был парализован, мать была домработницей, в семье было 5 детей. Чтобы сводить концы с концами он был вынужден рано прервать учёбу, подрабатывать на разных работах – он был учеником скорняка, развозчиком молока. Затем профессионально посвятил себя спорту. 7 раз был чемпионом Франции по плаванию.
На заработанные потом и трудом деньги покупал себе книги, чтобы утолить жажду знаний.
Во время Первой мировой войны был военным лётчиком. Бал дважды ранен – в Бельгии и во Франции. Был награждён Орденом Почётного легиона и Военным Крестом.
После окончания войны стал работать спортивным журналистом.
В 1926 году опубликовал книгу «15 раундов» – роман о боксёрском матче, изложенный от лица самого боксёра. Это привлекло к нему внимание публики и критики. Следом последовали произведения для театра, а затем – и сценарии для кино.
С 1929 года работал ассистентом режиссера, что не мешало ему продолжать писать сценарии – например, в 1931 году он написал сценарий фильма «Вечер ограбления / Un soir de rafle» для режиссера Кармина Галлоне).
Карьера
В 1933 году вышел его первый полнометражный фильм, где он выступил в качестве режиссера, – «Toboggan». Фильм тоже о спорте – о боксе. Затем он отправился в Германию, работать над фильмами «Я люблю всех женщин» и «Зелёное домино» (1934–1935). Кинематографический опыт приводит его к знакомству с 16–летней Даниэль Даррьё (на 27 лет младше него), которую он делает своей музой. Он снимает её в драме «Злоупотребление доверием» (1937), затем в очаровательных мелодрамах «Mademoiselle ma mere» (1937), «Биение сердца» (1939) и «Первое свидание» (1941). Фильмы имели успех, а карьера Анри Декуана пошла резко в гору.
С этого момента он начинает снимать фильмы в самых разнообразных жанрах: экранизации Жоржа Сименона («Незнакомцы в доме», «Правда о малютке Донж»), исторические фильмы («Дело отравителей», «Железная маска»), детективы («Облава на блатных», «Сыр–бор»), психологические драмы («Влюблённые – одни в мире / Les amoureux sont seuls au monde») и даже мюзикл «Сумасшедшие глубокие кресла / Folies-Bergère» (1956). Его техническое мастерство и его личная энергия передавались каждому из его фильмов, что ставило их в ряд лучших фильмов французского кинематографа. Во многих его фильмах в главной роли снимались Жан Габен и его третья жена Даниэль Даррьё. В фильме «Спальня старшеклассниц» (1953) главную роль исполнил Жан Марэ. В его фильмах снимались ещё только начинавшие свою карьеру Лино Вентура и Луи де Фюнес.
Помимо сценариев к своим и не своим фильмам, его перу принадлежит немалое число литературных произведений о спорте и пьес для театра.
Личная жизнь
Анри Декуан был женат четыре раза.
С первой женой – Элен Рэйе он прожил с 1915 по 1926 год. Детей в этом браке не было.
Во втором браке с актрисой немых фильмов Бланш Монтель (брак длился с 1927 по 1933 год) родился сын Дидье Декуан, ставший впоследствии известным французским писателем и сценаристом, автором сценариев телевизионных фильмов «Наполеон» (2002), «Бальзак» (1999), «Дьяволёнок» (1983).
С 1935 по 1941 год Анри Декуан был женат на французской кинозвезде Даниэль Даррьё. Разница в возрасте составляла у них без малого 30 лет. Он снимал её в своих фильмах даже тогда, когда брак их уже распался. Детей у пары не было.
Последней, четвёртой женой режиссёра вплоть до его смерти в 1969 году стала дочь банкира Жюльетт Декуан, подарившая ему двоих детей.
Анри Декуан умер 4 июля 1969 года из–за осложнений после хирургической операции на сердце.
Этот режиссёр–самоучка и великий талант сегодня незаслуженно подзабыт. К счастью в 2006 году его младший сын Дидье Декуан выпустил книгу «Анри или Генри: роман моего отца / Henri ou Henry, le roman de mon père».
(По материалам зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek)