Родом из маленького городка в штате Алабама, Ричи получил известность в качестве вокалиста и саксофониста вокального трио «The Commodores», для которых он написал букет безупречных баллад в стиле «quiet storm» вроде «Three Times a Lady» (1977) и «Still» (1979). К концу 1970-х «The Commodores» были самым прибыльным проектом легендарного ритм-энд-блюзового лейбла «Motown», хотя с каждой новой записью Ричи отходил от классического соула в сторону более коммерчески ориентированной поп-музыки.
В 1980 году Лайонел написал и спродюсировал «Lady» — самый большой хит в карьере кантри-певца Кенни Роджерса, на протяжении многих недель лидировавший в Billboard Hot 100. В следующем году он выпустил «Endless Love» — дуэт с музыкальной легендой Дайаной Росс. Эта тема из мелодрамы «Бесконечная любовь» стала самым успешным синглом в истории лейбла и одним из самых кассовых в истории поп-музыки 1980-х. После того как запись провела на вершине американских чартов девять недель, Ричи принял решение покинуть «The Commodores» ради сольной карьеры, что и было сделано в 1982 году, когда вышел его альбом «Lionel Richie».
Год за годом Ричи лидировал в американских чартах с чередой проникновенных баллад, таких как «Truly» (1982) и «Hello» (1983). На протяжении девяти лет не было ни одного года, чтобы на вершине составляемого журналом Billboard хит-парада синглов не отметилась песня, написанная Ричи для себя либо других исполнителей. Кульминацией его карьеры стал выход альбома «Can’t Slow Down» (1984), удостоенного «Грэмми» в самой почётной номинации — за лучший альбом года. В том же году Ричи выпала честь закрывать своим выступлением Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.
В 1985 году Ричи принял участие в работе над саундтреком к фильму «Белые ночи». Прозвучавшая в этом фильме песня «Say You Say Me» стала одним из его крупнейших хитов и собрала обильный урожай наград, включая «Оскар» за лучшую песню к фильму. В том же году он вместе с Майклом Джексоном написал заглавную песню благотворительного проекта «We Are the World», которая была признана самым продаваемым синглом года.
Несмотря на имевшийся в его репертуаре зажигательный танцевальный хит «All Night Long» (сопровождавшийся красочным видеоклипом), за Ричи прочно закрепилась репутация «чёрного Барри Манилоу», исполняющего сентиментальные баллады на грани слащавости. К 1987 году, когда вышел третий альбом исполнителя, у музыкальных критиков (да и части публики) выработалась аллергия на подобную продукцию. В моду входили стадионный рок и техно, пианино вытеснялось из хит-парадов электрогитарами и синтезаторами. Ричи решил переждать этот период и объявил о перерыве в своей творческой деятельности.
Пауза затянулась, и только в 1996 году на полки музыкальных магазинов поступил новый альбом «Louder Than Words». К удивлению многих, диск был записан с учетом модных тенденций в стиле «нью джек свинг». Особого успеха он не имел (по крайней мере, в США), как и три последовавших за ним альбома. За время отсутствия Ричи в мире шоу-бизнеса появилось немалое количество чернокожих звезд, которые были не прочь поработать с кумиром своей юности. Однако даже их участие не могло спасти записи ветерана ритм-энд-блюза от коммерческого провала: к концу 1990-х эпоха сентиментальных баллад была в прошлом.
В начале 2001 года музыкант представил наработки последних трех лет, объединенные на лонг-плее «Renaissance». Пресса откликнулась на релиз довольно доброжелательно, но ни о каком настоящем ренессансе речь не шла. Единственный сингл с этого альбома, «Angel», добрался только до 70 позиции поп-рейтинга.
Еще один утомительный бракоразводный процесс со второй женой задержал подготовку нового материала. Выпущенный в промежутке сборник лучших песен «The Definitive Collection» благополучно пересек границу Тор 20. Через год оптимистично настроенный музыкант выпустил седьмой студийный альбом «Just for You» (2004). Финалист американского Тор 50, диск демонстрировал по-прежнему убедительный вокал Ричи, его вдохновенный артистизм, высокие требования к качеству материала. Но, пережив лучшие моменты своей карьеры в далеком прошлом, исполнитель так и не смог полностью «акклиматизироваться» к прихотливому музыкальному пейзажу начала 21 века.
Наиболее успешным из альбомов позднего Ричи был «Coming Home», вышедший в 2006 году. Ошибочно, некоторые скептики склонны приписывать его относительный успех не столько обновлённому звучанию треков (отличие которых от предыдущих работ Ричи разительно), сколько появлению в видеоклипах гламурной дочери певца — Николь Ричи.
В январе 2012 года был выпущен альбом «Tuskegee», в стиле кантри. Альбом назван в честь маленького городка, откуда родом Лайонел. Туда вошли 13 лучших прошлых хитов певца, исполненных дуэтом с известными певцами - Блэйк Шелтон, Кенни Чесни, Шанайа Твейн, Билли Каррингтон,Уилли Нельсон и другие. 19 мая в «MGM Grand Garden Arena» Лас-Вегаса состоялась церемония награждений «Billboard Music Awards 2013». Альбом «Tuskegee» Лайонела Ричи был номинирован на «Country Album of the Year».