В 1938 году отец Нины был арестован и расстрелян. Его семью пересилили из их просторного дома в более скромное жилище. Очень скоро забрали и мать, но через год все же выпустили. Весь этот год Нина с братом жила у различных родственников и знакомых.
Мать, вернувшись, осталась фактически у разбитого корыта. Надо было «поднимать» детей, а у нее не было ни документов (она их уничтожила перед арестом), ни средств к существованию. Она устроилась портнихой в артель, стала шить белье для военных. Эта работа очень пригодилась в военное время, так как всю войну Крачковские прожили в Москве.
Нина росла бойкой и спортивной девочкой. С ранних лет у нее проявилась тяга к актерству. Директор школы, в которой она училась, посоветовала своей ученице «пойти в актрисы», что она и сделала. По окончании школы в 1949 году Нина с первого раза поступила на актерский факультет ВГИКа к Василию Васильевичу Ванину. После его смерти в 1951 году курс перешел в Владимиру Вячеславовичу Белокурову.
Уже на третьем курсе института Нина Крачковская была приглашена на центральные роли в фильмы «Кортик» и «Командир корабля». Роль Наташи в последней картине стала дипломной работой начинающей актрисы.
Окончив ВГИК в 1954 году, Нина Васильевна была распределена в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактера, на сцене которого сыграла в 20 спектаклях, среди которых «Иван Васильевич», «Дурочка», «Суровое поле», «Таня», «Варвары», «Сегодня праздник», «Несущий в себе», «Дерзкие земляне», «Комедия ошибок», «Бабий бунт» и других. Особенным успехом пользовались «8 женщин», один из первых мьюзиклов, поставленный у нас в стране. Режиссером был актер Театра имени Ермоловой Леонид Галлис. Несмотря на большой зрительский успех, «8 женщин» не были приняты «в верхах», поэтому спектаклю никогда заранее не давали афишу.
В кино у Нины Крачковской поначалу все складывалось хорошо. Были заметные роли в фильмах «Педагогическая поэма», «Есть такой парень», «Они были первыми», «Семья Ульяновых». Со временем ситуация изменилась – стали реже приглашать сниматься, да и предлагаемые роли оставляли желать лучшего. Паузы между съемками актриса заполняла работой на дубляже и участием в спектаклях театра.
В 1962 году родной брат Нины Васильевны, известный звукооператор Владимир Крачковский, женился на актрисе Наталье Белогорцевой, которая с этого момента стала Натальей Крачковской. Однако, для Нины Крачковской появление однофамилицы с одинаковым с ней инициалом Н. стало настоящим испытанием, т.к. началась постоянная путаница одной актрисы с другой. Их фильмографии тоже долгое время были перепутаны, и лишь только в начале 2000-х все было расставлено по своим местам.
В связи со сложной обстановкой внутри Театра-студии киноактера, в 1995 году Нина Васильевна его покинула. Кино на тот момент уже фактически не снималось, и чтобы как-то выжить, она вместе с группой артистов (Лариса Лужина, Владимир Конкин, Софья Горшкова) приняла участие в одном из первых антрепризных спектаклей «Курица», в котором сыграла интересную характерную роль. Актеры условно назвали свою команду «Арте-Фарт», которая просуществовала несколько лет.
Муж Нины Крачковской – известный документалист Владлен Павлович Трошкин (1930 г.р.). Дочь окончила киноведческий ВГИКа, работала редактором.