Арнольд Джордж Дорси родился в Мадрасе (Индия) в семье британского офицера. Школу закончил в Англии, в городе Лестере, и устроился на работу в инженерную компанию. Обладая хорошими вокальными данными, он пел по выходным в местных пабах, в которых помимо песен также с успехом разыгрывал пародии на американского комика Джерри Льюиса. После службы в армии попытался начать карьеру профессионального певца, выступая под именем Джерри Дорси: снялся в телесериале Oh Boy и в 1958 году выпустил сингл «I’ll Never Fall In Love Again», прошедший почти незамеченным. Помешал работе и туберкулёз, которым певец страдал в конце 1950-х годов.
Однако ему удалось побороть болезнь, а затем, разослав по студиям кассеты с собственными записями, он привлёк внимание композитора и продюсера Гордона Миллса, «раскрутившего» Тома Джонса. Миллс начал активно работать с Дорси, однако на первых порах молодой певец по-прежнему не привлекал внимания публики. Тогда продюсер применил необычный для шоу-бизнеса приём: он создал исполнителю труднопроизносимый псевдоним по имени немецкого композитора конца XIX века, Энгельберта Гумпердинка. Запись новой песни «Stay» принесла Хампердинку контракт с фирмой «Decca», однако дальнейшего прогресса не было.
Тогда Миллс организовал певцу контракт с фирмой «Parrot», с которой уже сотрудничал Том Джонс. На ней Хампердинк в конце 1966 года выпустил свой первый хит — кавер-версию американской ритм-энд-блюзовой баллады «Release Me». Тираж сингла в рекордные сроки превысил 2 миллиона, а сама песня пять недель держалась на первом месте британского хит-парада, оттеснив сингл Beatles «Strawberry Fields» на второе место.
Следующий сингл Хампердинка «There Goes My Everything» занял в хит-параде Англии второе место. Спустя несколько месяцев сингл «The Last Waltz» вновь возглавил таблицы популярности — только в Англии тираж этого сингла достиг одного миллиона экземпляров. До конца 1960-х гг. у Хампердинка вышло ещё несколько хитов: «A Man Without Love», «Les Bicyclettes de Belsize», «The Way It Used to Be», «Winter World of Love» и другие баллады. На альбомах Хампердинка и в его концертном репертуаре можно было встретить почти все эвергрины и хиты того времени. Интересно отметить, что, помимо Хампердинка, Гордон Миллз также курировал карьеру Мирей Матье. В 1967 году в качестве символического посвящения друг другу и их общему менеджеру звёзды обменялись песнями: Хампердинк исполнил «Les Bicyclettes de Belsize» Матье, которая, в свою очередь, записала его хит «The Last Waltz» (под названием «Dernierre Valse»).
Выдающийся успех Хампердинка в эпоху господства на эстраде «Битлз» и расцвета рок-музыки был обусловлен превосходными вокальными данными (мощным, широким по диапазону баритоном), приятной лирической манерой пения и тщательно подобранным романтически-сентиментальным репертуаром в сочетании с эффектной мужественной внешностью. Это сделало Хампердинка любимцем женщин всех возрастов. В то же время некоторые критики называли исполнителя слишком слащавым.
В начале 1970-х гг. артист совершил ряд гастролей по США, где упрочил свой успех. Альбомы «Engelbert Humperdinck», «We Made It Happen» и «Another Place, Another Time» стали «золотыми». Однако очередной альбом 1972 года «In Time» оказался неудачным. Это стало началом творческого спада исполнителя, однако коммерческий успех ему по-прежнему сопутствовал. В середине 1970-х Хампердинк переехал из Англии в США, купив дворец в Лас-Вегасе, и заключил контракт с концертным залом отеля «MGM Grand», который гарантировал ему 200 тысяч долларов за каждое выступление.
Альбом «After the Lovin'» (1977) стал его крупнейшим коммерческим достижением. Мировое турне 1978 принесло ему новых поклонников на всех континентах и звание лучшего певца года, которого его удостоила Американская гильдия эстрадных артистов. В 1980—1990-е годы вокалист регулярно выпускал очередные пластинки под псевдонимом Энгельберт (по утверждению исполнителя, он вынужден был «сократить» псевдоним по требованию потомков Энгельберта Гумпердинка), из которых критиками отмечен его альбом «Remember I Love You», где он пел дуэтом с Глорией Гейнор. В Германии, где у певца стабильный сегмент поклонников, Хампердинк записал успешный альбом с продюсером Джеком Вайтом.
За долгую творческую жизнь Хампердинк удостоился многих наград, в числе которых 68 «золотых» пластинок, 18 «платиновых» альбомов и несколько премий «Грэмми». В 2000 г. его состояние оценивалось в 100 млн фунтов стерлингов, Хампердинк считался пятым среди самых богатых звёзд шоу-бизнеса.
Несмотря на исчезновение из хит-парадов и солидный возраст, Хампердинк продолжает оставаться одним из наиболее ярких исполнителей жанра традиционной эстрады, активно гастролировать и собирать на концертах аншлаг (выступления, главным образом, проводятся, в отелях Лас-Вегаса и в Германии).
Кинорежиссер из Грузии Заал Какабадзе снял Энгельберта в роли Султана в музыкальном фильме "Али-Баба и сорок разбойников" (совместная продукция Грузинского телевидения, Словацкого телевидения и TV-2000 ФРГ в 1990 году).
Хампердинк в России
В СССР Энгельберт Хампердинк пользовался большой популярностью в 1970-е гг., в первую очередь, благодаря официально выпущенным пластинкам фирмы «Мелодия» (два миньона и один альбом-сборник). Вокальная манера Хампердинка оказала влияние на молодых советских эстрадных певцов. Валерий Ободзинский в 1970 году записал кавер-версию песни Хампердинка «The Last Waltz» под названием «Всё сбудется». Однако, несмотря на официальное признание в Советском Союзе, Энгельберт Хампердинк впервые выступил в России лишь в 1997 году. Позднее приезжал с гастролями в Россию в 2003 г., 10 июня 2003 года дал интервью в прямом эфире радиостанции «Серебряный дождь»
Автор: Ксения Масалова, 06.04.2010
Сайт: Известия - Неделя ;Статья: Элвис Пресли украл мой стиль
В далёком 1967-м году популярность Хампердинка затмила даже битловскую. С песней "Release me" он взлетел на верхние строчки британских музыкальных чартов и продержался там рекордное время - 56 недель. О современной музыке, семейных ценностях и секретах популярности с Энгельбертом Хампердинком беседовала корреспондент "Недели" Ксения Мосалова.
- Энгельберт, каково это было тягаться с "Битлз"?
- Это было удивительно! Я, никому неизвестный парень из Лестера, в то время сам слушал битлов и даже не думал, что смогу обогнать таких музыкальных монстров. Кстати, парадокс в том, что песня "Release me" по смыслу очень грустная, а её постоянно играют на свадьбах и праздниках!
- А вы сами в своей жизни говорили кому-нибудь "освободи меня" (release me)?
- Нет, никогда не говорил! Ну, если только назойливым менеджерам.
- Кстати, вы начинали не только как музыкант, но ещё и как актер в музыкальном сериале "Oh, boy"?
- Хампердинк: Ничего себе! Откуда вы знаете про этот сериал?! Это же такая древность, вроде бы 58-59-й год, я тогда был совсем мелкий. Замечательное время, там был живой звук, правда, я после него совсем перестал слышать музыку. Хорошо, что был человек, который на съёмках отсчитывал восемь тактов, поэтому мне удавалось вступать вовремя.
- А сниматься в фильме "Али-баба и сорок разбойников" грузинского режиссёра Какабадзе понравилось больше?
- Это совсем другое дело, я специально для съёмок летал в Самарканд. В фильме я играл султана, и, знаете, султаном мне быть понравилось! А моя дочь, кстати, играла Шахерезаду.
- У вас четверо детей, они все причастны к шоу-бизнесу?
- Мой младший сын Бредли пошёл по моим стопам. Больших успехов, правда, в музыке он пока не достиг, но очень старается. Сейчас записывает свои первые хиты. Надеюсь, у него всё получится, он способный парень.
- Интересно, а как вашей жене живётся с такой легендарной звёздой, как вы?
- Вот она говорит, что превосходно! А если серьезно, мы друг с другом больше 40 лет, мы уже гораздо больше, чем просто пара. И, конечно, в первую очередь мы хорошие друзья. Правда, она иногда обижается, ведь вокруг меня постоянно вьются поклонницы, но потом быстро успокаивается.
- В чём же успех такой бешеной популярности?
- Да я просто очень люблю то, чем занимаюсь. Я всего уже продал 150 миллионов альбомов, и спасибо Господу за это. Пять лет назад я давал концерт в Москве и удивлялся, как же хорошо русские фанаты подпевают моим песням! А ведь английский язык для них не родной.
- А в этом году вы приготовили что-нибудь новенькое для русских фанатов?
- Главный сюрприз - я всё ещё выступаю на сцене!
- Кстати, многие музыканты пытались вас копировать… Поговаривают, что даже сам Элвис Пресли перенял ваш стиль?
- Не столько стиль, сколько имидж. Был такой случай с бакенбардами. Я их себе отрастил в 1965 году, а у Элвиса они появились в 1972-м. Я его встретил однажды и говорю: "Ну что ж ты, Элвис, украл мои бакенбарды!" А он мне так серьёзно: "Раз они тебе так классно пошли, то почему бы им не пойти и мне?"
- Может быть, с кем-нибудь из российских музыкантов вы тоже знакомы?
- В прошлый раз, когда я был в Москве, познакомился с Филиппом Киркоровым. Он подарил мне свои диски, и я их все с удовольствием прослушал. Филипп обещал прийти на мой концерт и в этот раз.
- А как вы в целом относитесь к современной музыке?
- Самое важное для меня в музыке - хорошая мелодия. К сожалению, в современной музыке её мало. Современные песни записываются лишь для того, чтобы молодежи было под что подрыгаться на дискотеке. Я и сам-то с трудом понимаю тексты этих песен, хотя люди поют на моём языке. А в настоящей песне всё должно быть на уровне: и мелодия, и текст, а главное – чтобы она легко запоминалась. Но я абсолютно уверен: настоящая музыка никогда не умрёт.
- Сами с молодым поколением сотрудничать не пробовали?
- Да я бы с удовольствием сотрудничал. Мой менеджер, который раньше работал с Фрэнком Синатра, организовывал ему такие дуэты. Может, и мне что-нибудь придумает. А в группе у меня сейчас очень молодые музыканты, хорошая команда.
- Видимо, постоянно с ними общаясь, вам и самому удаётся оставаться молодым…
- Да, кстати, я сам в свои 20 лет был уже седой, представляете? А потом уже стал чёрным. А вот сейчас выкрасился в блондина – мне кажется, так гораздо веселее