Ранние годы
Дочь аптекаря, Бернадетт Лафон родилась 26 октября 1938 года на юге Франции – в Ниме. Она с детства занимается хореографией при местной Опере, однако грезит кинематографом: в 1955-м ей посчастливилось присутствовать на съемках фильма «Мерзавцы попадают в ад» со своим тогдашним кумиром - Мариной Влади, о чем она неоднократно будет благодарно вспоминать впоследствии.
В возрасте 16 лет Бернадетт знакомится с актером Жераром Бленом, а вскоре вслед за ним отправляется в Париж - подобный поступок вполне приравнивался бегству из дома. Там ей сразу же очень везет - Блен готовится сниматься в дебютном «Красавчике Серже» Клода Шаброля, а Бернадетт оказывается в буквально бурлящей идеями компании будущих звезд Новой Волны, только готовящих революционный киновзрыв конца 50-х.
Начало карьеры
Бернадетт снимается в дебютной короткометражке Франсуа Трюффо «Шпанята», после чего последует целая обойма фильмов Шаброля и его «соратников» по движению, что позволяет критикам уже в начале 1960-х вполне обоснованно называть Бернадетт музой Новой Волны.
Движение довольно быстро схлынуло, однако на протяжении всего последующего десятилетия актриса и не собиралась меняться. Обретению «нормальных» заработков и звездного статуса Бернадетт по-прежнему предпочитает весьма рискованные фильмы дебютантов - таким образом, ей удалось «отметиться» в ряде интересных картин, однако «основной поток» французского кинопроцесса проходил, как правило, в стороне от работ юной актрисы. Красавица-брюнетка с низким голосом, она вполне могла бы стать в то время величиной не меньше, скажем, чем Бардо, однако упорно продолжала оставаться в тени. И лишь в 1969-м роль девушки-бунтарки свободных нравов в «Невесте пирата» Нелли Каплан срезонировала с ветром свободы конца 1960-х, а Бернадетт Лафон становится звездой национального масштаба. «Кино держит Бернадетт Лафон, и больше ее не отпустит» - чуть позже скажет об актрисе Франсуа Трюффо.
Творческий пик
Весьма громкий успех «Невесты пирата», однако, не заставил Бернадетт занять место в ряду самых заметных актрис своего поколения: лучшие ее роли 70-х опять пришлись на малобюджетные картины режиссеров-авторов. Если бы тогда существовал термин «культовый фильм», то Лафон специализировалась именно по ним: многие из коротких и полных метров того времени с ее участием составили золотой фонд близкого к художественному подполью кинематографа Франции.
Отметив Май-68 «Разоблачителем» Филиппа Гареля, а в 1969-м повторно выйдя замуж - за венгерского скульптора с удивительным именем Диурку Медвецки, в 1972-м Лафон снялась в картине, ставшей настоящей Библией синефилов всего мира - «Мамочке и шлюхе» до обидного мало снявшего гения Жана Юсташа. Оставшись «верной музой» режиссеров некогда цельной, а ныне распавшейся на множество потоков Новой Волны, Лафон как прежде появляется у Трюффо и Шаброля, а Жак Риветт, «упустивший» актрису в 1960-х, начинает бурно наверстывать упущенное, готовя свои новые фильмы специально под участие актрисы.
В самый «легкомысленный» период французского кинематографа, Лафон каким-то чудом удалось полностью избежать как комедий, так и боевиков неизменно выигрышной схемы Делон–Бельмондо, а встречи на экране со знаменитыми коллегами по актерскому цеху столь редки, что их легко можно перечислить по пальцам. Зато, к примеру, Бернадетт с удивительным постоянством появлялась в фильмах далеко не звездного, хотя и, безусловно, интересного актера-режиссера Ласло Сабо.
Личная жизнь
При всей невероятной напряженности графика бесконечных съемок, Бернадетт родила в 1970-х трех своих детей. Её дочери – актрисы Полин Лафон (1963–1988) и Элизабет Лафон. Сын – Давид.
Что, впрочем, не помешало актрисе завершить десятилетие с аналогичным прошлому итогом: она развелась с «героем андерграунда» Диуркой Медвецки (венгерским сценаристом и режиссёром), но никогда больше не связала себя браком.
В 40 уже трудно изменять своему стилю жизни, а потому с 80-х и по сегодняшний момент Бернадетт останется верной привычке оставаться «немного в тени». Единственное отличие от предыдущих лет - все меньше «рискованных дебютов», но зато больше «жанра»: впервые в фильмографии Лафон появятся комедии и то, что можно было бы назвать «чистой коммерцией», хотя к известности актриса по-прежнему относится достаточно спокойно.
Новый век
Из прежней компании «живых классиков» продолжит с ней работать лишь Шаброль, но компания «верных поклонников» существенно пополнится уважаемыми именами: об актрисе с восхищением отзывались Жан-Пьер Моки (целых 4 фильма вместе), Рауль Руис и Паскаль Бонитцер. «Нахалка» Клода Миллера принесла актрисе в 1986-м первого «Сезара» (за лучшую роль второго плана) - второго же, почетного «за вклад в кинематограф» Бернадетт получит в 2003-м.
Но если члены сезаровского комитета решили, что на карьере актрисы пора ставить точку, то их поступок выглядит явно поспешным: никогда со времен 60-х актриса не работала так интенсивно. Причем весьма заметное возвращение «возрастной» актрисы отнюдь не связано с феноменом «подросших поклонников» (т.е. режиссеров, восторгавшихся актрисой в юные годы) – она вполне уместно вписывается в нынешний кинематографический пейзаж страны. Помимо прочего, Лафон продолжает играть в театре моноспектакли и давно ведет курс драматического искусства. Актриса активно снимается, воплощая на экране образы романтических старушек, ведь с возрастом не меняется знаменитый раскосый взгляд, так привлекающий мужчин...
1 июля 2013 года у Бернадетт Лафон случился обширный инсульт, когда она была дома у себя в Ниме. В больнице она пришла в себя и даже восстановила свои интеллектуальные способности в полном объёме на радость близким. Оставалось вернуть мобильность парализованной левой стороне тела, за что она и принялась с большим воодушевлением в реабилитационном центре "hélio-marin" в городке Grau-du-Roi. Однако 22 июля 2013 года пришло сообщение, что актрисе стало плохо, её перевезли в госпиталь родного города Ним, где она и скончалась 25 июля 2013 года.