Виктор Шульгин родился 22 апреля 1921 года в Ленинграде. Счастливое детство, пионерские школьные годы, увлечение литературой, занятие в драмкружке в Доме пионеров и огромное желание стать артистом привело юношу после получения аттестата о среднем образовании в Московское городское театральное училище при театре Революции.
После успешного окончания в 1944 году училища, молодого актера, что говорится, "покидало" по театрам. Виктор Шульгин любил сцену и не отказывался ни от каких предложений, чувствовал себя комфортно и в большой, и в маленькой роли. В 1942-1943 годах служил в театре Советской армии, затем был актёром фронтового театра ВТО Арбузова. После победы Виктор Шульгин был зачислен в труппу Магаданского музыкально-драматического театра им. М.Горького, с 1949 - Северодвинского, с 1951 - Вологодского областного, с 1953 - Львовского русского театра Советской армии, с 1954 – театра группы Советских войск в Германии, с 1957 - Днепропетровского театра им. М.Горького, с 1960 - Одесского русского им. А.Иванова, с 1965 - Кировского областного им. С.М.Кирова, с 1967 - Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя.
И в итоге с 1970 года Виктор Шульгин был принят на службу в Театр-студию киноактера в Москве.
Первые роли
В кино Виктор Шульгин с 1959 года, первая эпизодическая роль студента-скрипача в лирической комедии "Черноморочка" Алексея Коренева. Это амплуа и закрепилось быстро и надолго за актером. Он стал эпизодичным, но очень заметным актером, одним из тех, кто умел даже маленькую, на первый взгляд ничем не примечательную роль, превратить в киношедевр: высокий матрос, которого казнили за подозрение в краже кошелька в "Оптимистической трагедии", счастливый новосел в картине "Иностранка", строгий полковник Жуковский в "Операции "Трест".
А каков шульгинский уравновешенный Василий Александрович, отец Алевтины с его неоспоримым высказыванием в адрес жениха дочери: "Какой он жених, Аля? Ему уже на пенсию пора. Ну зачем тебе этот мухомор?" Шульгин стал узнаваемым, несмотря на минутное появление в кадре.
70-е годы
Режиссеры не могли не заметить колоритную внешность советского актера, его талант исполнения эпизодических ролей. Предложения сняться в кино следовали одно за другим и Виктор Шульгин снимался, снимался даже тогда, когда фамилия актера, из-за мизерной роли не была порой указана в титрах: председатель колхоза в короткометражке "Алексеич", продкомиссар Бодягин-старший в киноальманахе "В лазоревой степи", простой рабочий в картине "О друзьях-товарищах", уравновешенный Петр в "Разрешите взлет!", спокойный член контрольной комиссии по авариям в "Седьмом небе", запутавшийся Виктор Андреевич в народном киноромане по мотивам одноименного романа А. Иванова "Тени исчезают в полдень" о судьбе нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента прихода Советской власти до 50-х годов.
Внутренняя мощь актера покоряла, создаваемые им образы были весьма убедительны, будь то просто гость на свадьбе в "Большой перемене", или старательный помощник Волгина в "Пятьдесят на пятьдесят", или сама Голова в патриотическом киноспектакле "Руслан и Людмила" о торжестве любви, об освобождении от посягательств иноземцев одного из двух ведущих сказочников советского кино Александра Птушко, вторым был, конечно же, Александр Роу.
Всегда останутся в памяти созданные актером образы в эпохальных картинах, и роли - то у Шульгина вроде в них и не большие, но...: гордый Николай Струков в "Двух днях тревоги", строгий преподаватель в "Двое в пути", а мужественный бородач с его словами, вышедшими в историю: "Войско взбунтовалось! Говорят, царь - ненастоящий!" в бессмертной комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", справедливый Михеич в лирической мелодраме "Мачеха", на редкость доброжелательный командующий фронтом в "Товарище генерале", неугомонный прораб в телесериале "Вечный зов".
1974 год стал для Виктора Шульгина не только щедрым на количество ролей, но и принес актеру и главную роль неугомонного красного милиционера Алексея Бушмакина в историко-приключенческом телесериале "Рожденная революцией", о воспоминаниях умудренного опытом генерала о буднях милиции двадцатых годов.
И снова эпизоды! Кого только не пришлось талантливому актеру играть и с кем только не довелось вместе сниматься: боец из группы советских разведчиков в детективе "Скворец и лира" Григория Александрова, в котором несравненная Любовь Орлова сыграла свою последнюю роль.
В военной киноленте "Фронт без флангов" Виктору Шульгину довелось сняться в роли отважного солдата стрелковой дивизии Виктора Сергеевича Хвата вместе с именитым Вячеславом Тихоновым. У режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова он вышел на съемочную площадку в роли нового угольщика в "Легенде о Тиле" в команде маститых актеров: Натальи Белохвостиковой, Евгения Леонова, Аллы Демидовой, Михаила Ульянова и Иннокентия Смоктуновского.
Была еще роль милого капитана речной "Ракеты" у Аркадия Кордона в "Приключениях Травки" рядом с узнаваемыми Леонидом Куравлевым и Юрием Никулиным. И роль простого, на первый взгляд неприметного рабочего в драме Радиона Нахапетова "Враги" по одноименной пьесе Максима Горького на одной съемочной площадке со звездами первой величины: Мариной Нееловой, Олегом Ефремовым, Еленой Соловей и Верой Глаголевой.
Работа Виктора Шульгина над ролью принципиального кадровика у Георгия Данелия в лирической комедии "Мимино" в замечательной актерской компании с мужественным Вахтангом Кикабидзе, темпераментным Фрунзе Мкртчяном, ослепительной Еленой Прокловой.
1980 - 1990-е годы
1980-е годы в кинобиографии Виктора Шульгина стали еще более насыщенными. Актер по прежнему снимался по несколько фильмов в год и его герои из разряда эпизодических перешли в роли второго плана. "Повысили в чине...", - шутил актер, и с большей ответственностью уходил в работу: Патриарх Иоаким в картине "В начале славных дел", Козельков в "Крупном разговоре", следователь Нефедов в приключении "Ларец Марии Медичи", полковник милиции в "Ночном происшествие", патриарх Иоаким в историческом киноромане "Юность Петра" и Сидор Петрович в фильме "Деревенская история".
В это же время режиссер Валерий Гурьянов утвердил Виктора Шульгина на главную роль нечистоплотного следователя Ивана Ефимовича Боровикова в публицистической драме "Средь бела дня...". Актер блестяще справился с задачей, поставленной перед ним. И все же, режиссеры по-прежнему видели в Викторе Шульгине гениального актера эпизодической роли, который своим даже небольшим присутствием в кадре украшал весь фильм.
Картины шли одна за другой непрерывным потоком. В 1984 году, в рекордном на роли в кинобиографии актера, с участием Виктора Шульгина на экраны страны вышли 13 фильмов. Киноленты были у всех на слуху, их смотрели по несколько раз, о них говорили, спорили, их запоминали и любили:"Тревожное воскресенье" и "Трое на шоссе", "ТАСС уполномочен заявить..." и "Человек-невидимка", " Битва за Москву" и "Воскресный папа", "Затянувшийся экзамен" и "Наградить (посмертно)".
Свои проходные роли актер играл тонко, его профессионализму, вхождению в образ можно было только восхищаться: застенчивый Фомин в "Очной ставке", расторопный слуга Никита в картине "Последняя дорога", добрейший сельский врач в фильме "Во бору брусника", умудренный опытом заместитель директора завода Павел Васильевич Грачев в "Сувенире для прокурора".
Виктор Шульгин прожил с одной стороны вроде и тихую незаметную жизнь, а с другой - создал запоминающие образы, был добрым человеком, любящим отцом и мужем, верным товарищем. Великий актер ушел из жизни - 18 июня 1992 года. Одним талантливым человеком на свете стало меньше, одной легендой больше...