До 1991 года Эгоян в Армении не бывал. А в 91-м он привез на Московский кинофестиваль свой фильм "Страховой агент", с которым и решил съездить на родину предков. По признанию самого Эгояна, всю свою жизнь до этого он хоть и чувствовал себя армянином, но как-то умозрительно. Армянский язык знал, говорить на нем умел, но неожиданно еще в детстве перестал. Дело в том, что родители отдали его бабушку в дом престарелых. В общем-то, для западного менталитета — ничего особенного, но для кавказского человека, каким ощущал себя Атом, — штука из ряда вон. Поступок родителей он расценил как предательство — не только бабушки, не только себя самого, но и всех армянских, кавказских традиций.
"Календарь", который Эгоян начал снимать вскоре после поездки в Армению, стал первой картиной Эгояна, целиком построенной на армянском материале. Потом была "Экзотика", принесшая Эгояну победу на Каннском фестивале.
Самым скандальным фильмом Эгояна стал "Арарат"— картина про геноцид армян в 1915 году. "Арарат" вызвал резкий протест Турции, где работу Эгояна расценили как пропаганду, направленную на разжигание вражды и ненависти к Турции. Министр культуры Турции Талай заявил: "Очень плохо, когда, занимаясь таким общечеловеческим искусством, как кино, люди позволяют себе искажать историческую правду и таким образом сеять вражду между народами". Но Эгояну все это было уже не так интересно. Ведь главную свою задачу он выполнил — извинился перед родиной предков за то забвение, на которое волею Истории обрекли себя тысячи и тысячи его соотечественников.
На недавно закончившемся 58-м Каннском фестивале в конкурсной программе был показан последний фильм Атома Эгояна "Где скрывается правда".
Атом Эгоян — каннский любимчик и фаворит, за плечами которого - три награды самого престижного международного киносмотра. Несмотря на то, что в Канаду он попал в уже 18-летнем возрасте, Эгояна считают представителем канадского англоязычного кино и ставят в один ряд с самим Дэвидом Кроненбергом. В самом деле: режиссерская манера Эгояна поражает своим разнообразием: драма "Страховой агент", триллер "Экзотика", трагедия "Арарат" и нынешний детектив "Где скрывается правда" создали ему имидж автора столь же талантливого, сколь и непредсказуемого.