Человек, который всегда плохо учился. Человек, которому часто попадало когда он был ассистентом стал законодателем мод в кинематографе, величайшим шоумэном Индийского кино. Радж Капур - сегодня известный всему миру, возможно сделал для индийского кино больше, чем кто-либо другой.
Свою первую роль в кино Радж сыграл уже в возрасте одиннадцати лет, начав работать вместе с отцом, Притхвираджем Капуром в его театральной труппе - и побывал актером, ассистентом режиссера, помощником продюссера в театре Притви. Позже он работал в кино мальчиком с хлопушкой, и его вскоре повысили до ассистента в Бомбей Токис.
Потребовалось два года работы и огромное вдохновение, чтобы основать собственную компанию - "Радж Капур филмс" (1948). Первый фильм который он снял - "Aag" создал сенсацию. В дальнейшем благодаря успешности выпускаемых картин, компания превратилась в одну из ведущих в стране.
В большинстве своих фильмов Капур был не только режиссером, но и исполнителем главной роли. В ранних лучших работах "Бродяга" (Awara, 1951), "Господин 420" (Mister 420, 1955) создал запоминающийся образ маленького человека, бесконечно доброго и обаятельного, который ни при каких обстоятельствах не терял оптимизма и веры в будущее. Ленты с участием "индийского Чаплина", как называли критики Капура, с триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца аудитории. Умение Капура сочетать развлекательность и критическое отношение к социальной несправедливости принесло ему репутацию борца за человеческое равноправие, хотя это и не вполне соответствовало действительности. Фильмы этого режиссера по своей направленности прежде всего были зрелищными коммерческими лентами, и все происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Музыкальные картины, мелодрамы, приключенческие фильмы - таков его диапазон. Но никто не мог отрицать и то, что все его работы гуманистичны и добры. В финале порок неизменно был наказан, добро торжествовало победу, а все герои получали по заслугам.
Радж Капур был рожден со страстью к созданию фильмов и он создавал их с этой самой страстью, которую надо было видеть, что бы поверить в нее. Он также имел чудесное чутье на перемены, и менял темы фильмов с течением времени. Он любил музыку и большинство мелодий в его фильмах были подсказаны им самим. Он был мастером техники исполнения и умел обращаться с женщинами. Он мог делать с ними чудеса. Начиная с Наргис и Виджаянтималы и заканчивая Падмини Колхапуре и Мандакини, он смог показать их всех по разному, в особом свете.
Радж был первый, кто показал поцелуй в кино после независимости в "Aag" хотя снят он был с большого расстояния. Он был первый кто снял большой кусок сна в "Barsaat" и первый, кто снял целый фильм в одной студии - "Jagte Raho" - который завоевал Большой Приз на фестивале в Карловых Варах. Он был замечательным актером, единственным в своем роде.
Будучи талантливым человеком и удачливым бизнесменом, Капур безошибочно находил важные для индийского общества темы, такие, как, например, детская преступность ("Чистильщик обуви", 1954), судьба беженцев из Пакистана ("Сангам", 1964), кастовое неравенство в фильме "Бобби", (Bobby, 1973) и умело использовал их в качестве канвы для создания ярких, бесспорно профессиональных, но развлекательных фильмов. Его смерть была воспринята в стране как национальная трагедия - умер "король индийского экрана".
Его жена - Кришна Радж Капур подарила ему трех сыновей Рандхира, Риши и Раджива, и двух дочерей Риту и Риму.
Радж Капур дожил до времен, когда три его сына стали на ноги профессионально - Рандхир Капур как режиссер, Риши Капур как актер, и Раджив Капур как режиссер и актер. Он умер вскоре после получения величайшей награды - Приз Дадасааб Фалке, что было наименьшее, что страна могла вернуть человеку, который сделал столько для страны, редкому кинематографисту с душой.