Начало творческого пути
К театру Виктора пристрастил отец, и уже в третьем классе он был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом, Вахтанговском... Выступать на сцене начал рано. Сначала занимался в детском районном хоре, потом был школьный драматический кружок. Его первая роль - негритянской женщины - вызвала восторг и безудержный хохот одноклассников.
В 1956 году после окончания 8-го класса Виктор пошел на завод учеником слесаря. Потом стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. Первым театральным педагогом его был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при Доме учителя. Именно он распознал в Викторе актерские способности и поддержал его в решении идти в искусство.
В 1959 году он поступал сразу в несколько мест: в Школу-студию МХАТ, в Щукинское, в Щепкинское и собирался даже в цирковое училище. Свой выбор Виктор остановил на Школе-студии МХАТ, куда он был принят. Но когда Виктор узнал, что Вера Николаевна Пашенная и Николай Александрович Анненков, педагоги училища Малого театра, хотели бы видеть его на своем курсе, то сразу перешел в училище им. М. С. Щепкина.
Театр
После окончания училища в 1963 году Виктор попал в театр «Современник», гремевший в это время на всю страну. За два сезона на сцене театра «Современник» он так и не сыграл «своей» роли. В основном были вводы: Христиан («Голый король» Е.Шварца), Репа («Два цвета» А.Зака и И.Кузнецова), Огородников («Старшая сестра» А.Володина) и др.
В 1965 году Павлов уходит в театр имени М.Н.Ермоловой. Тогда жизнь этого театра определяли актеры старшего поколения: Вс.Якут, Л.Галлис, И.Соловьев. Молодой актер был доброжелательно принят «стариками» и, играя в ансамбле с ними, каждый раз получал уроки актерского мастерства. Здесь В.Павлов сыграл одну из лучших своих ролей - Биверса («Время и семья Конвей» Дж.Б.Пристли). Признание получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор («Бал воров» Ж.Ануйя), Буланов («Лес» А.Н.Островского) и др.
Из театра имени М.Н.Ермоловой Виктор Павлов перешел в театр имени Вл.Маяковского (1969 – 1977), куда его привел его привел интерес к режиссерским работам А.А.Гончарова. Творческое общение с крупным режиссером, актерами А. Джигарханяном, А. Лазаревым, С. Немоляевой, Е. Леоновым, В. Самойловым, Т. Дорониной, легендой русского театра М. Бабановой, роли, сыгранные здесь ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера.
Героика и комедийность, драматичность и гротеск - так расширился диапазон ролей Павлова. Неистовый по темпераменту Стыркша («Разгром» А.Фадеева), «коммерсант» и пьяница Красавин («Дети Ванюшина» С.Найденова), человек без морали, опаленный тщеславием Мелет («Беседы с Сократом» Э.Радзинского) - далеко не полный перечень ролей, сыгранных им.
Особенно любима и дорога актеру была роль Санчо Панса («Человек из Ламанчи» Д.Вассермана и Д.Дэриона). Эта роль пришла к актеру от Е.Леонова, которого Павлов заменил в этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю, вера в добро и справедливость.
За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей выработался некий стереотип восприятия актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси.
В 1977 году Павлов возвращается в свою альма-матер, Малый театр, где учился профессии, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на сцене рядом со своими учителями: Н.А.Анненковым, М.И.Царевым и другими корифеями, которые, несмотря на разницу лет, званий, говорили на одном языке - языке Малого театра.
Виктор Павлов - актер с почти не меняющимся от роли к роли обликом. От спектакля к спектаклю он никогда не повторялся, что-то меняя, добавляя, каждый раз обогащая роль. Вот только некоторые из ряда интересных ролей, созданных в Малом театре: Ухтищев («Фома Гордеев» М.Горького), Шпекин («Ревизор» Н.Гоголя), Репетилов («Горе от ума» А.Грибоедова), Сомоновский («Мой любимый клоун» В.Ливанова) и др. Но театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута («Король Лир» У.Шекспира) - одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал воистину народный образ средневековой трагедии, шута без шутовства, фигуру драматическую, персонаж, произносящий истины, даже не прячась за профессиональные шутовские приспособления.
Уйдя в 1968 году из театра имени М.Н. Ермоловой, в 1985 году Виктор Павлов вновь возвращается в него. Воращается по приглашению главного режиссера этого театра В.Фокина, привлекающего в театр интересных драматургов, с современным, обостренным чувством времени. Шла эпоха перемен, горьких и очищающих журнальных публикаций, покаяния. Хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И «Говори...» (пьеса А.Буравского) стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней роль Нечипуренко. Среди работ этого периода: Казмин («Последний посетитель» В.Дозорцева), Жак («Второй год свободы» А.Буравского) и др. «Спортивные сцены 1981» Э.Радзинского – поистине «звездный» спектакль. Партнерами В.Павлова были Т.Доронина, О.Меньшиков, Т.Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.
Как только у главного режиссера пропал интерес к Павлову, Виктор тут же покинул Театр имени М.Н.Ермоловой и в 1990 г. Вернулся в Малый театр, где работал до последних дней своей яркой жизни. Виктор Павлов находился в лучшей поре актерского пути. Ему были подвластны все жанры, а та палитра красок, которая была в арсенале артиста, позволяла ему создавать роли: Ашметьева («Дикарка» А.Островского и Н.Соловьева), лицемера и ханжи Градобоева («Горячее сердце» А.Островского), махрового злодея, с обольстительной наглостью, одурачивающего всех и вся Бежеарса («Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше), дающие представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в труппе Малого театра.
За роль Градобоева В.Павлову в 1992 году была присуждена премия Правительства Москвы.
Аркашка Счастливцев в «Лесе» А.Островского, роль, ставшая долгожданной встречей со зрителем. Герой В.Павлова смешон и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. А маска шута - это своего рода самозащита, и как его давний шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. А главное, Аркашка Павлова - действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного. За роль Счастливцева в «Лесе», Виктор Павлов получил приз «Московская премьера», учрежденный Международным фондом К.С.Станиславского. Это была самая дорогая для артиста награда, так как присуждают ее коллеги-профессионалы.
Виктор Павлов много раз переходил из театра в театр. Но это никак не было связанно с его характером, или нелюбовью театральных режиссеров к нему. Все переходы были совершенны по творческим соображениям. Виктор был убежден, что актеру необходима свобода, свобода выбора. И в каждом новом театре он учился чему-то новому, раскрывал себя с новой стороны.
Кино
Виктор еще учился на 3 курсе училища, когда получил предложение сняться в кино. Роль солдата Мити Огольцова в фильме режиссера С. Ростоцкого «На семи ветрах» была маленькая, но молодому, неопытному актеру удалось создать достоверный образ неунывающего солдата-балагура, сродни Теркину. С тех пор кино и театр в его жизни живут рядом.
Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как С. Ростоцкий, Л. Кулиджанов, Л. Гайдай. Л.Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Л. Гайдая Павлов сыграл студента-изобретателя Дуба («Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и студента-молодожена («Двенадцать стульев») - маленькие эпизоды, а запомнились зрителям не одного поколения.
Евгений Ташков серьезно рисковал, приглашая юного актера, игравшего комедийные эпизоды на роль в фильме «Майор Вихрь» (1967). Роль Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто. Следующая встреча с режиссером Е.Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства» (1970 г.). В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова «Строговы» (1976 г.). В фильме снималась и жена Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши. Герой Павлова и на этот раз «злодей» и тоже безнадежно влюблен.
Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме режиссера В.Трегубовича «На войне, как на войне» (1969 г.) в роли Гриши Щербака, мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и смекалкой. Главная роль бухгалтера Сулина в фильме «Уходя - уходи» (1980) этого же режиссера написана драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.
Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека.
Сочетая театральную работу с работой в кино и на телевидении, Виктор Павлов создал более 150 самых разнообразных экранных образов, принесших актеру широкую известность.
Среди наиболее известных киноработ Павлова: Васька-сеньор («Здравствуй и прощай», 1973), Игнатенко («Схватка в пурге», 1978), Митька Лысов («Емельян Пугачев», 1979), Иван Карнавин («След на земле», 1979), Ватутин («Контрудар», 1985), Красавин («Дети Ванюшина»), Бегемот («Мастер и Маргарита», 1993) и др. Артист снимался в фильмах: «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный» и др.
Личная жизнь
Со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой, Павлов познакомился в театре имени М.Н.Ермоловой. Она играла главную роль в спектакле «Гусиное перо». На сцене была смешная девчонка, и Виктор не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они прожили вместе более 30 лет в любви и взаимопонимании. В 1967 году у них родилась дочь Александра. Сейчас у Павлова есть замечательная внучка, которую зовут Наташа.
В свободное время, а это редкость, он страстно увлекался рыбалкой и охотой. Занимался стендовой стрельбой. Любил активный отдых на даче: с работой в саду и огороде. Главным увлечением его жизни было рисование. Это не хобби, а подспорье в работе. На третьем курсе училища у Павлова неожиданно пропал голос, стоял вопрос о его отчислении. Ему посоветовали овладеть профессией гримера. Экзамен был сдан на отлично, и с тех пор артист мог профессионально гримировать и рисовать. На репетициях, на съемах, на гастролях - всюду с ним бумага, краски, карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он создает «портрет» своего героя. Есть у него картины и для души: пейзажи, портреты, но в основном, лица друзей, жены Татьяны.
В апреле 2006 года на съемках фильма "Курьер" в Киеве у него случился инсульт. После пребывания в больнице и реабилитации он находился в Москве дома. Где и скончался 24 августа 2006 года от сердечного приступа. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.