Режиссерскому мастерству обучался в университете Райерсона (Торонто). Выпускной работой стал 65-минутный фильм «Дневник убийцы». После окончания учебы работал на телевидении, занимался созданием сценариев и съемками различных телевизионных драм, документальных фильмов и передач, а также музыкальных клипов. Обладатель множества наград, включая «Edda» за лучшую телевизионную передачу.
В 2004 году совместно с режиссером Джеффом Ренфро выпустил на экраны фильм «Версия 1.0», удостоившийся особого упоминания на фестивале «Санденс», и в том же году журналом "Variety" Торссон был назван «одним из 10 режиссеров, достойных внимания». Сейчас проживает в Хверагерди (Исландия) с женой писательницей Гудрун Эвой Минервудоттир и дочерью Минервой Мартейннсдоттир.
В интервью «Скандинавскому калейдоскопу» он рассказал о своих будущих работах, объяснил, какие идеи несут его фильмы, а также поделился своими предпочтениями в фантастике.
- Добрый день, Мартейнн. Передаем тебе привет из России. Прежде всего, хотелось бы поинтересоваться, почему ты решил связать свою жизнь именно с режиссерской профессией?
- Не знаю. Мне даже не понятно, мое ли это было решение, просто я с раннего детства был очарован кино. Бабушка и мама работали в кинотеатре, который принадлежал моему отцу. Когда-то на его месте была старая армейская казарма, приютившаяся у океана, в Рейкьявике*. Это самые первые мои воспоминания.
- А какие режиссеры или фильмы стали для тебя образцами для подражания?
- Первый фильм, который я помню, был японский мультфильм «Алаказам Великий», кадры из него до сих пор перед глазами. Наверное, именно он произвел на меня самое сильное впечатление. С тех пор я его больше не смотрел, но, когда мне было пять лет, ходил на него несколько раз. Уже будучи взрослым, я восхищался Николасом Роугом, Стенли Кубриком, а из фильмов, вне всякого сомнения, «Бегущим по лезвию».
- XL – очень натуралистичный и мрачный фильм, с непривлекательными персонажами и выделяющимся визуальным стилем. Такие фильмы тяжелы для восприятия, но не лишены идей. Каков главный посыл фильма?
- Интересно. Многие находят фильм нереалистичным, но мрачным. Так и было задумано, чтобы его было тяжело смотреть. Мне хотелось рассказать историю от первого лица о человеке, ежечасно находящегося в состоянии опьянения. Это касается стиля и формы, а главная идея была использовать алкоголизм в качестве метафоры больного общества.
- В своих фильмах ты любишь использовать камеры Canon 1D и Canon 5D, например, в «Промилле». Эти камеры позволяют тебе делать картинку более натуралистичной, что усиливает воздействующий эффект. Это верно?
- Цифровая однообъективная зеркальная фотокамера (ЦОЗФ) позволяет мне снимать без привлечения большой команды и без дополнительного освещения. Она придает режиссеру некую индивидуальность, сближает его со зрителем в каком-то роде. Мне нравится эта технология, и во мне нет ни капли ностальгии по пленке, которая требует кучу оборудования, и оно стоит недешево. Конечно, 35_мм — формат замечательный, но для независимого режиссера цифровая камера — наше все. К тому же, цифра не добралась еще до голливудских (или европейских) продуктов, а съемочные группы с каждым разом только увеличиваются. Механизму нужно кормить себя, да?
- Бодди из «Страны бурь» не место в этом мире, он — неуместный человек. Как ты думаешь, такие герои нужны сейчас?
- Неуместный человек? (смеется) Да, абсолютно неуместный. Все мои «герои» не уживаются в этом мире, они одинокие, чем-то одержимые. То, что Бодди пытается донести до нас, конечно же, необходимо сейчас, но, возможно, время этого ушло. Нам нужны романтики и романтические идеалы. Абсолютно точно. Цинизм убивает.
- Что сподвигло тебя на создание фильма "XL"? Какие идеи он несет?
- Я хотел показать мир от лица вечно пьющего алкоголика, хотел показать, что мир похож на него. Идеи? Коррупция, власть, зависимость, одиночество, изоляция, отчужденность. Грусть.
- Олавюр Дарри Олафссон сыграл уже в трех твоих фильмах. Какова вероятность того, что он вернется в будущих проектах?
- Мне от него никуда не деться, но сейчас он занят в Голливуде (снимается в фильме с Вином Дизелем). Но мы хорошие друзья, и совершенно точно поработаем вместе. Будьте уверены.
- Что ты можешь рассказать о твоей будущей картине — «Завтра мы станем единым целым»?
- Это долгосрочный проект. Я буду снимать его примерно 4 года. Это любовная история одной пары, которую будут играть 40 разных человек — разного возраста, сексуальной ориентации. Однако в октябре я начну съемки другого фильма, называется «Тьма знает», это черно-белый хоррор, рассказывающий о четырех ведьмах, которые держат в плену Дьявола, обвиняя того в изнасиловании. Фильм вдохновлен творчеством Ингмара Бергмана и Белы Тарр. В съемочной команде 4 человека, а также 5 актеров. Лента будет готова к будущей весне.
- Финансирование исландского кинематографа урезается. Не считаешь ли ты, что фильмов станет меньше?
- Нет, фильмов будет только больше. Режиссеры и актеры — находчивый народ.
- Какой скандинавский фильм ты недавно смотрел?
- Сейчас я в Стокгольме, и мне посчастливилось увидеть «Туриста» Рубена Эстлунда. Фильм невероятно хорош. Я люблю его творчество, его и Роя Андерсона. У них всегда стоящие работы.
- Ты пишешь сценарий для дебютного фильма Олавюра Дарри Олафссона «Песочная река», основанного на романе Гирдира Элиассона. Для меня это очень интересный проект. Ты не мог бы поделиться какой-нибудь информацией о нем?
- Ну, в данный момент Дарри снимается в Голливуде, а Гумми (Гудмундур Оскарссон, соавтор XL) пишет большую часть сценария. Уверен, когда Дарри вернется, он снимет потрясающий фильм.
- Зачастую отмечают, что фильм «Версия 1.0» наполнен мыслями, близкими к идеям киберпанка. Как ты сам относишься к этому литературному явлению, со временем превратившемся в целую субкультуру? Какие книги ты читал?
- Киберпанк — это разновидность фантастики, а самая лучшая фантастика всегда является метафорой человеческих эмоций. Я люблю фантастику, как раз сейчас занимаюсь созданием фантастического фильма. Что касается книг, то среди любимых у меня Нил Стивенсон («Лавина», «Алмазный век»), Уильям Гибсон, Филип К. Дик и Урсула Ле Гуин, ну и Станислав Лем, разумеется. Изумительный Лем.
- Большое спасибо за уделенное время, Мартейнн. Что бы ты хотел пожелать русским поклонникам исландского кино?
- Смотрите кино и не забывайте благодарить. Независимые режиссеры и художники сегодня, как обслуживающий персонал в США — им не платят за работу, приходится давать им на чай. Кажется, приложение для этого нам бы не помешало.
Интервью для "Скандинавского калейдоскопа" подготовил Станислав Бельков.