Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала "Советский экран".
Её мать не смогла закончить школы, поскольку пошла, помогать мужу, работать (организовывать праздники и музыкальные выступления). Её отец прошёл войну и вернулся. Людмила училась в школе с 1943 года, но не очень старалась, гораздо больше усилий ей пришлось вложить позже, когда поступила в институт кинематографии.
"Карнавальная ночь"
Первая же роль Людмилы Гурченко в кино принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню "Пять минут", мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.
В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за "Карнавальной ночью" вышла музыкальная комедия "Девушка с гитарой". Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме ("Гулящая", 1961), драмах ("Балтийское небо", 1961; "Рабочий поселок", 1966), военной драме ("Роман и Франческа", 1960), фарсе ("Женитьба Бальзаминова", 1965), спортивной комедии ("Укротители велосипедов", 1963).
И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы "Старые стены" (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.
70-е. Актриса одной роли
В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме "Табачный капитан", в 1973 - "Цирк зажигает огни", на следующий год - в "Соломенной шляпке", в 1975 - в "Небесных ласточках", а еще через год - в картине "Мама".
Ради роли в музыкальном фильме "Мама" Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова - "Неоконченная пьеса для механического пианино". Съемки "Мамы" принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.
Помимо музыкальных комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы ("Песни военных лет" с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону - со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…
Вырваться за рамки амплуа
Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее роли - Рита в мелодраме "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1983). Эти работы были отмечены призами: "Золотой орел" - "За лучшую женскую роль" - на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала "Советский экран".
Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли ("Полеты во сне и наяву", 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном ("Познавая белый свет", 1979). Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма - и в эти моменты актриса наиболее убедительна.
А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах "Двадцать дней без войны" (1977, роль Ники) и "Пять вечеров" (1979, роль Тамары Васильевны).
Еще во времена советской власти стала всенародной любимицей, суперзвездой отечественного кино и примадонной советской, а теперь и российской эстрады. Однако за внешним блеском скрывалась очень непростая, порой трагическая судьба, которая выпала на долю этой замечательной актрисы и певицы. Ей довелось пережить разочарования и предательство близких людей, у нее случались творческие неудачи и простои. Это сейчас ее внимания добиваются все знаменитости, но были времена, когда ее не видели в упор и считали недалекой провинциалкой, которая осмелилась заявить свои права быть личностью в искусстве.
После первой же роли в фильме Э.Рязанова «Карнавальная ночь» вокруг имени Гурченко стали складываться всевозможные мифы. Один, самый, пожалуй, распространенный из них, заключался в том, что актриса она средняя, ее успех в фильме случайный, поэтому никто из серьезных режиссеров и не приглашает ее сниматься.
Как известно, дебют Гурченко состоялся в 1956 году, когда студентка ВГИКа с большим успехом выступила в роли клубного работника Лены Крыловой в кинокомедии режиссера Э.А.Рязанова «Карнавальная ночь». По мнению критиков, она проявила себя прежде всего как эстрадная актриса, обладающая неплохими музыкальными данными. А для всех остальных зрителей, особенно молодежи, Гурченко буквально мгновенно стала кумиром.
Однако популярность картины имела и обратную сторону: на долгие годы за актрисой закрепляется штамп исполнительницы одной роли, и ее приглашают сниматься прежде всего в музыкальных комедиях или фильмах-опереттах. Следом за первым фильмом в 1958 году Гурченко снялась в другом музыкальном фильме — «Девушка с гитарой». Особенно плодотворными в этом отношении оказались семидесятые годы: музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили буквально один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973-м — в картине «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенной шляпке», в 1975 году — в «Небесных ласточках», а еще через год в картине «Мама».
Отношения с актерами и режиссерами
Многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечают ее невероятную работоспособность, одержимость профессией.
Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" отмечал: "…пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни - это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма "Вокзал для двоих" - я ей по гроб жизни буду благодарен! Т.е. я думал, все иначе выглядит на площадке. Вот, такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!".
Вопреки сложившемуся мнению, что с Гурченко трудно работать и поэтому режиссеры больше одного раза не приглашают ее в свои картины?» актриса нередко снимается у одних и тех же мастеров. Так, режиссер Е.Гинзбург считает очень важными для себя именно семидесятые-восьми-десятые годы, когда он много работал с Гурченко, а все остальные годы без нее — просто потерянными. Он снимал ее и в «Бенефисах», и в маленьких ролях, в программе «Волшебный фонарь». Правда, потом они расстались, поскольку две такие яркие творческие индивидуальности редко когда уживаются надолго.
Совсем иначе сложились отношения Гурченко с братьями Андроном Михалковым-Кончалов-ским и Никитой Михалковым. В 1978 году вышел фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров», где она снималась в дуэте с С.Любшиным, и в том же году с участием Гурченко появился фильм Андрона Кончаловского «Сибириада». С Никитой Михалковым Гурченко снималась и в других фильмах, где он выступал в качестве актера, в четности, в таком нашумевшем фильме, как «Вокзал для двоих». Их до сих пор связывают теплые дружеские отношения, и Гурченко не скрывает, что готова откликнуться на первый же его зов. Кто же еще, по словам актрисы, примет ее «со всеми ее потрохами, эклектикой и «чечеткой»? Ведь не случайно ее прозвали женщиной-фейерверком.
Критики считают Гурченко также любимой актрисой Э.Рязанова, хотя в его картинах она снималась не так часто. Но за роль Веры в «Вокзале для двоих» Гурченко получила премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.
Несмотря на постоянные предложения сниматься в кино, Людмила Марковна очень избирательна и со временем, как многие другие «возрастные» актрисы, стала играть в спектаклях. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле «Недосягаемая» , поставленном режиссером Л.Трушки-ным по произведению С.Моэма.
90-е годы
В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы ("Прохиндиада-2", 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью ("Нелюдь", 1990; "Белые одежды", 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы ("Послушай, Феллини!..", 1993) или музыкальный бенефис ("Люблю", 1993).
В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле "Недосягаемая", поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества "женщины средних лет" в "романтическом фарсе".
Но ведь Гурченко интересна именно там, где она, как говорится, ходит на голове. Вспомним ее роли в фильме режиссера С.Дружининой «Виват, гардемарины» (1991-1992) или «Моя морячка» (1991), где она выступала в ансамбле с Т.Васильевой и М.Державиным.
Кстати, наиболее интересно Гурченко всегда проявляется именно в дуэтах. Вероятно, и здесь сказывается своеобразная игра, тот поединок, который ей обязательно нужно выиграть. Причем ей одинаково удаются и комедийные, и драматические ситуации.
Личная жизнь
Сейчас Гурченко находится на вершине славы. Ее называют русской Марлен Дитрих, сравнивают с Любовью Орловой. Однако сама актриса относится к этим сравнениям скептически. У всех у них разные жизни и разное мировосприятие. «Для меня человек без драмы — что за человек?» — говорит актриса.
В личной жизни Гурченко тоже было достаточно драм и разочарований. Она четыре раза была замужем. Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б.Пильняка и двоюродный брат знаменитых грузинских режиссеров Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Сегодня у их дочери Маши своя судьба, она работает медсестрой и к кино, в отличие от своих родителей, никакого отношения не имеет.
Со своим вторым мужем Гурченко тоже рассталась уже давно, но до сих пор не любит вспоминать об этом периоде своей жизни, хотя вспоминать приходится, поскольку этим ее мужем был И.Кобзон. Актриса говорит, что он у нее теперь вызывает «одно чувство — глубокой иронии».
Со своим последним мужем, Сергеем Сениным, Гурченко познакомилась во время съемок фильма «Секс-сказка» по В.Набокову, где он был продюсером. Потом они снова встретились на съемках фильма «Любовь» и, когда съемки закончились, решили не расставаться. Он стал и ее продюсером.
Суперзвезда отечественного кино
Последние годы Людмила Марковна находилась на вершине славы. Ее называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой. Она любима простыми зрителями и уважаема ведущими мастерами кино.
Среди всех легенд, которые до сих пор возникают, когда речь заходит о Гурченко, есть и такая, которая касается ее идеальной внешности. Рассказывают, что она проводит по восемь часов у станка, чтобы сохранить изящество фигуры и неповторимую легкость. Однако это не больше чем легенда. При росте 166 сантиметров в школе она весила 53,5 килограммов, а сейчас — 54 килограмма. Актриса всю жизнь истязала себя в творчестве; что же касается веса, здесь никаких проблем не возникало. Вместо зарядки она предпочитает лишний часок поваляться в постели и никогда не делала косметических операций.
Надо полагать, что секрет вечной молодости Гурченко заключался в ее неуемной энергии. Она всегда хотела получать все по максимуму. И потому успела так много — стала разносторонней актрисой театра и кино и состоялась как эстрадная певица со своим оригинальным репертуаром. Всем запомнился цикл песен военных лет в исполнении актрисы.
Кончина
14 февраля актриса упала неподалеку от своего дома и сломала бедро. Первоначально перспективы Людмилы Марковны выглядели не слишком радужно - все-таки в ее возрасте кости срастаются небыстро. Но уже очень скоро врачи начали давать оптимистичные комментарии, а в канун Международного женского дня актрису выписали из больницы.
Но 30 марта в Москве актриса скончалась, сообщило информационное агентство "Интерфакс". Ей было 75 лет.
Информацию о смерти Людмилы Гурченко подтвердил ее супруг, Сергей Сенин. Гурченко умерла у себя дома. Актрисе стало плохо, ей вызвали скорую помощь. Когда врачи прибыли на место, Гурченко уже скончалась.