В 1957 году окончила Киевский государственный институт театрального искусства (мастерская И.Чубаненко).
С 1957 по 1959 г.г. — актриса Киевского драматического театра имени И.Франко.
С 1959 по 1965 г.г. — актриса Запорожского украинского музыкально-драматического театра.
С 1965 года — актриса Львовского национального академического украинского драматического театра им. М.Заньковецкой.
Таисия Литвиненко в кино — с 1955 года, первая роль — Галя в фильме «Назар Стодоля».
Роли в кино: «Максим Перепелица», «Штепсель женит Тарапуньку», «Григорий Сковорода», «За двумя зайцами», «Вавилон ХХ», «Водоворот», «Каменная душа» и другие.
Сейчас преподаёт во Львовском университете, курс актёрского мастерства на искусствоведческом факультете.
Из интервью Галины Гупало с Таисией Литвиненко, в газете «Комсомольская правда» март 2008 года:
«Народная артистка Украинской ССР, актриса Национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой Таисия Литвиненко – не только известная и талантливая актриса, мудрая и красивая женщина, она – и это самое главное для каждой из нас – единственная любимая женщина красивого, статного, импозантного мужчины, которого знают все – художественного руководителя этого же театра, народного артиста Украины Фёдора Стригуна.
Говорят, что женщина стоит ровно столько, сколько стоит мужчина, которого она любит. Ее мужчина стоит многих мужчин и многих сокровищ мира – ведь он не только ее судьба, но и любовь всей жизни. Можно «обзавидоваться», увидев их нежное отношение друг к другу, их уважение, любовь и взаимную невозможность существовать друг без друга.
«Бджилку», как назвал ее режиссер Владимир Ивченко, которого она считает своим крестным отцом в кино, заметили еще тогда, когда она была просто абитуриенткой института кинематографии имени КарпенкоКарего в Киеве. Она снялась тогда в фильме «Судьба Марины», «Назар Стодоля» и других его фильмах. И после института ее актерская судьба складывалась очень успешно. Ее оставили в столице, где она начала работать в театре имени И. Франко, поступали предложения сниматься в кино, но ее первого мужа, режиссера Ткаченко, направили в Запорожье и она уехала с ним.
Но, как говорит сама Таисия Литвиненко, – есть магия встречи. В то время, когда они с мужем еще жили в Киеве, студент театрального института Федор Стригун ходил на репетиции спектаклей в театр, где она играла, смотрел пьесы. И вот однажды, приехав в Киев, она зашла в свой бывший театр и увидела Федора Стригуна, которого гримировали для спектакля «Назар Стодоля».
- Рядом сидела его девушка, рассказывает пани Таисия. Я подошла и, можно сказать, свысока, ведь я уже актриса, а он только начинает пробовать себя в театре, похлопав его по плечу, сказала: - Приезжайте к нам в Запорожье, будем вместе играть!
Он повернулся, посмотрел и спокойно так говорит: «А чего ж, приеду!». Смотрю, его девушка аж в лице изменилась и так его за руку хвать, мол, еще чего: «Не пущу!». Но он приехал и мы действительно начали играть.
Вот так играючи и сначала как бы шутя, а потом уже и совсем серьезно, полюбили друг друга.
У меня на то время уже был мой первенец Юра. И мне приходилось очень непросто одной с ребенком в чужом городе. Мой первый муж как то периодически бывал в Запорожье – поставит спектакль и обратно в Киев, откуда он родом, и где жила вся его родня. Меня то он из Киева увез, а сам с ним так и не расстался. Вскоре мы с ним развелись и я вышла замуж за Федора Стригуна.
- Помню нашу свадьбу, – рассказывает пани Таисия, - ее играли в однокомнатной квартире, которую дали Федору Николаевичу. Там не было ни ванны, ни плиты. А все гости сидели на разложенных по полу афишах, где на каждой было написано, где кто сидит. Вот такой «ресторан» получился. Ведь тогда было совсем другое время и на такую вот непритязательность никто и внимания не обращал.
Мы переехали во Львов в 1965 году – представляете, тогда в каждой гримерке театра жили артисты. Столько молодых артистов было: и Святослав Максимчук тогда приехал, и Вольская, и Светлана Кобылянская и много, много других. Ходили друг к другу обедать, праздновали дни рождения, детей нянчили, делились куском хлеба. Мы по другому жили полноценно, духовно, а дружба ценилась очень высоко, как и театр.
- Таисия Иосифовна, вы долгие годы служите искусству, вы отдали театру большую часть своей жизни, не надоедает сценическое лицедейство?
- Ну что вы! Театр – это эликсир жизни и самые мои счастливые моменты в ней. Я вам расскажу несколько случаев, когда театр и игра на сцене буквально спасли мне жизнь. Хочу заметить, что какие бы переживания и неприятности тебя ни изводили, когда выходишь на сцену – все исчезает. На сцене у актера другая формула крови. Когда он в образе – он забывает обо всем на свете.
Два с половиной года назад наш театр гастролировал в Луцке и Ровно. Жара стояла неимоверная, а в гостинице, куда нас поселили – пластиковые окна забили гвоздями, чтоб ручек не ломали – дышать было просто невозможно. И у меня заболело сердце. А вечером – спектакль, в котором я так «прыгала», такие кульбиты делала, что самой не верилось – и о сердце совсем забыла. Наутро профессор медицины отправил меня в реанимацию и сказал, что меня спасла от плохих последствий только игра. Да и сколько раз я выходила на сцену с температурой, но там она просто пропадала – это какая то необъяснимая магия театра, его здоровый дух, который даже больного ставит на ноги.
- У вас есть любимые роли?
- У меня нет нелюбимых ролей. Все свои образы я люблю, они мне дороги, как мои дети. Это и Анна из «Украденного счастья» и Нора из пьесы Ибсена и многие другие. Есть роли, которые просто сложнее играть, например, драматические, но от этого они не становятся нелюбимыми, а наоборот.
- Таисия Иосифовна, неужели не было никаких кризисов в отношениях с мужчиной всей вашей жизни, ведь театр это всегда много красивых и интересных женщин, которые любят и хотят нравиться?
- Но я всегда была самой лучшей и самой красивой для него. Да, я нравилась многим мужчинам, и он нравился многим женщинам. Более того, я считаю, что женщина актриса должна быть красивой. Но мы везде и всегда с Федором Николаевичем вместе. Мы не разлучаемся. Даже раньше, когда были моложе, и гулянки мужские затягивались до утра – я была среди мужчин одна и вместе с ними до конца. Когда утром звонили ко мне их жены и спрашивали, были ли в этой компании женщины, я отвечала: «Были! Я».
Безусловно, на Федора Стригуна засматривались многие женщины, были и такие, которые хотели перейти мне дорогу, но не получилось. Мы просто по-настоящему любили друг друга. Я тоже всегда вела себя очень аккуратно, не флиртовала, не давала никаких поводов для разного рода надежд и фантазий. Ну, зачем же испытывать судьбу? Ведь я понимала, что лучше моего Федора – нет мужчины. Да и Федор Николаевич никогда никаких поводов для ревности не давал. Хотя он очень уважает женщин и любит их, особенно обращает внимание на красивых. Но я знаю, что я красивее всех.
Сегодня, несмотря на свои годы, Таисия Литвиненко не только занята в спектаклях, преподает в ЛНУ на театральном факультете, работает с подрастающим поколением молодых дарований, но и сама пишет сценарии, воплощает на сцене свое видение произведений классиков. Она верит, что любовь, порядочность, полная самоотдача любимому делу, доброе отношение к своим близким, т.е. все вечные ценности человеческие не могут быть преходящей модой – это суть нашей жизни, которая дарит нам ее высший смысл. И к этим ценностям сейчас опять возвращается мир. Без них он пуст и иллюзорен.