Рустам Абдуллаевич Сагдуллаев родился 25 июля 1950 года в г. Ташкенте. Рустама с детства тянуло к лицедейству. Кумиром подростка был Георгий Милляр, снимавшийся в добрых сказках Александра Роу.
Будущий Ромео старался подражать известному артисту, что вполне удавалось – на новогодних представлениях в школе не было лучшей Бабы-Яги и Кощея Бессмертного, чем Сагдуллаев. Не думал он тогда, что впоследствии именно искусство перевоплощения станет делом всей его жизни. Ведь обстановка в отчем доме была весьма строгой. Отец занимал ответственный пост секретаря обкома. Хотя, по словам самого Рустама Абдуллаевича, «папа обладал мягким характером», а воспитанием дочери и сына занималась мать-домохозяйка, которая нет-нет наказывала ремнем непоседливого мальчишку.
Год 1963 стал для 13-летнего Рустам поворотным. В Дом пионеров, куда он ходил в драматический кружок, пришел ассистент режиссера и пригласил ребят на кастинг для участия в съемках фильма «Канатоходцы».
Из трехсот пацанов со всего Ташкента Равиль Батыров, главный режиссер картины, выбрал улыбчивого Рустама, разглядев в нем искорку настоящего таланта. И у нашего героя, и у его крестного отца режиссера Батырова лента «Канатоходцы» оказалась первой работой в кино. В руках профессионала юный Сагдуллаев был пластилином, из которого лепили то, что считали нужным, а рядом с корифеями узбекского кино, такими как Р. Хамраев, К. Ходжаев, С. Бурханов и другие, парнишка по-настоящему понимал, что значит настоящее мастерство актера.
Войдя однажды в творческую реку кино, Рустам уже не захотел из нее выходить. И до роли Ромео в фильме гениального режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» - Сагдуллаев снялся в картинах «Нежность», «Белые, белые аисты» и «Влюбленные». Кстати, Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н.Островского Рустам Сагдуллаев окончил в 1975 году, то есть после того, как уже стал известным артистом на весь бывший Союз. С 1975 года – актёр киностудии «Узбекфильм».
В бой идут одни «старики»
Фильм «В бой идут одни «старики» вошел в книгу рекордов Гиннеса, как собравший самую большую зрительскую аудиторию и самый часто показываемый по телевидению. Он до сих пор вызывает волнение и у тех зрителей, кто видит его впервые, и у тех, кто смотрит ленту в десятый раз. А роль Ромео стала визитной карточкой Рустама Сагдуллаева на всем постсоветском пространстве. Был такой момент, когда актер, недовольный своей внешностью, хотел отказаться от дальнейших съемок в легендарной картине. Но Леонид Быков упрямо стоял на своём, и не хотел заменять его на другого актера, сказав Рустаму, что всё будет нормально.
Марина
Женился Рустам Абдуллаевич, по восточным меркам, очень поздно, когда ему было далеко за тридцать. Возможно, где-то в глубине души он предчувствовал, что в его жизни еще встретится настоящая любовь. И оказался прав.
Со своей Джульеттой Ромео познакомился на съемках отечественного художественного фильма «Шок». 22-летняя Марина работала начальником пошивочного цеха в «Узбекфильме».
Поначалу Марина, знавшая по рассказам знакомых и коллег о непостоянстве артистов, не доверяла Рустаму и к его настойчивым ухаживаниям относилась скептически, но потом…
Рустам же, добившись от Марины согласия на брак, тут же побежал с ней в Загс. Там, они в окружении сотрудниц госучреждения, взволнованных внезапным появлением известного актера, без предварительных заявлений, 3-меясчного ожидания и без свидетелей, узаконили свои отношения. А когда пришли домой, то мать новобрачной обнаружила, что в паспортах молодоженов вместо штампа «зарегистрированы» поставили… «разведены». Недоразумение быстро разрешилось, а страх потерять друг друга остался навсегда.
Сегодня в семье Сагдуллаевых подрастают 14-летняя Навруза и 11-летний Равшан. По словам Марины, Рустам очень ласковый отец, который безумно любит своих детей.
В их жизни бывало всякое, как, впрочем, у любой настоящей крепкой семьи, в которой обиды не копятся годами, а все проблемы решаются раз и навсегда.
«Работа актеров должна быть видна»
В творческой биографии Рустама Сагдуллаева был тудный период в середине 90-х годов, когда Рустама, как и многих других его коллег, перестали приглашать на съемки. Сейчас в Узбекистане возрождается кино, причем с государственными дотациями.
- Беда в том, - огорчается актер, а с недавнего времени и режиссер, - что перестал существовать единый всесоюзный кинопрокат. Раньше премьеру видели миллионы зрителей. А сейчас, дабы вывезти фильм за пределы Узбекистана, надо искать деньги, чтобы пробиться на кинорынок и хотя бы частично окупить расходы. Ведь для актера главное, чтобы видели его работу. Для актера забвение равносильно самоубийству!
Это в полной мере на себе испытал Рустам Сагдуллаев. Но сила воли помогли ему продержаться до того момента, когда удача вновь ему улыбнулась. Неожиданно пришло приглашение в Москву принять участие на кинофестивале «Киношок», а потом стать и членом оргкомитета международного совета.
В 2000 году Сагдуллаев организовал студию «Равшан-фильм», назвав ее в честь сына. Кстати, именно здесь на почетном месте висит вымпел с изображением Георгия Победоносца. Он был вручен Рустаму вместе с дипломом третьей степени на Московском международном фестивале телефильмов в 2001 году за режиссерскую работу в 10-серийном сериале «Слепые», где Сагдуллаев был и продюсером, и соавтором сценария, и актером. Этот приз стал для нашего героя своего рода талисманом. Пошли в гору его дела.
А в 2003 году за создание ярких образов в кинематографе по решению 24 киноакадемиков мира он был награжден орденом Святого Георгия. Теперь его фотографию можно увидеть в каталоге самых известных актеров планеты.
Сейчас Руслана много приглашают сниматься в российские фильмы, а вот у себя на родине он не сказал бы, что очень востребован. За последнее время снялся лишь в двух коммерческих картинах – «Кечир» («Прости») и «Ярим бахт» («Половина счастья»). Хотелось бы больше работать в отечественном кинематографе.
Рустам Сагдуллаев мечтает о том, что может быть настанет время, когда вновь возродится Ташкентский международный кинофестиваль.