Жила в Канаде и Норвегии. В 17 лет оставила школу, уехала в Лондон, где 8 месяцев училась на актерских курсах.
Вернувшись в Норвегию, играла в труппе передвижного театра, затем в Национальном театре в Осло.
С 1957 года в кино. В 1966-1978 годы творческие и личные взаимотоношения связывали ее со знаменитым шведским режиссером театра и кино Ингмаром Бергманом (дочь – Лини, 1967 года рождения). Благодаря И.Бергману, стала известной во всем мире, снималась в разных странах. Играла в различных театрах, в том числе на Бродвее.
Автор трех книг. Занимается общественной деятельностью в ЮНИСЕФ.
Начало
Норвежская актриса Лив Иоханна Ульман родилась 16 декабря 1938 года в Токио в семье норвежского авиационного инженера, который много работал заграницей. Раннее детство она провела в США, в 1945 году переехала с матерью в Норвегию (папа умер во время операции на мозге, когда Лив было только 6 лет). В 17 лет Лив Ульман бросила школу в Тронхейме и уехала в Лондон, где 8 месяцев обучалась актерскому мастерству в театральной студии Уэбстера – Дугласа.
Затем вернулась в Норвегию. Её сценический дебют состоялся в театре «Рогаланд» в норвежском городе Ставангере. Затем играла в провинциальных театрах, а с 1960 года выступала на сцене Национального театра в Осло.
В кино актриса дебютировала в 1957 году, в фильме «Глупцы в горах».
Работа в кино с Бергманом
Её звезда взошла в 1966 году, когда она снялась (вместе с Биби Андерсон) в одном из величайших фильмов Ингмара Бергмана — «Персона» — в роли Элизабет Фогелер, актрисы, которая, однажды, замолчав во время спектакля, отказалась говорить совсем.
До этого фильма Ульман снялась в пяти незначительных норвежских и одном шведском фильмах. Благодаря «Персоне» Ульман получила роли у американских режиссёров.
Временем подлинного творческого триумфа для Ульман стал конец 1960-х, когда в течение двух лет она играет главные роли в бергмановских шедеврах "Час волка" (Hour of Wolf, 1968), "Стыд" (Shame, 1968) и "Страсть" (Passion, 1969). Тип ее героини, женственной, страстной и вместе с тем слишком одухотворенной, чтобы найти удовлетворение в банальных формах любовной интриги, в полной мере воплощал идеал интеллектуальной элиты и молодых нонконформистов той эпохи.
В творческом союзе режиссера и актрисы были созданы также фильмы «Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни», «Лицом к лицу», «Змеиное яйцо», «Осенняя соната». В последнем Ульман играла вместе с выдающейся Ингрид Бергман. От режиссёра Ингмара Бергмана у Лив есть дочь Линн, ставшая известной в Швеции журналисткой и писательницей.
У других режиссеров
Среди других значительных работ Лив Ульман – роль крестьянки Кристины в эпической дилогии шведского режиссера Яна Труэлля «Эмигранты» и «Поселенцы».
С начала 1970-х годов получившая всемирную известность Ульман много снимается за пределами Скандинавии – в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Мексике и других странах. Однако ее работы в Голливуде (комедия "40 каратов" – 40 Carats, 1973, мюзикл-фэнтези "Потерянный горизонт" – Lost Horizon, 1973) откровенно разочаровали критиков и публику, а роли в известных европейских постановках ("Отречение" – The Abdication, 1974); "На один мост дальше" – A Bridge Too Far); 1977, "Опасные ходы" – Dangerous Moves, 1984), подтвердив ее высокую репутацию, не стали для нее творческим открытием.
Тем не менее в 1980-е годы, в новом возрастном и жанровом амплуа, актрисе удавалось не раз напомнить о себе – как, например, в фильме "Габи: подлинная история" (Gaby – A True Story, 1987), где ее героиня борется с неизлечимым недугом, или в "Розовом саду" (The Rose Garden, 1989), где она мастерски перевоплощается в опытного адвоката.
Лив Ульман неоднократно номинировалась на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Актриса является обладателем шведского "Оскара" - премии "Золотой жук" - за лучшую женскую роль в фильме Бергмана "Стыд". Последний раз Лив Ульман появилась на экране в 2003 году, снявшись в фильме «Сарабанда». Это был последний фильм Бергмана, ставший продолжением его же «Сцен из супружеской жизни».
В июне 2008 г. Лив Ульман возглавила жюри основного конкурса XXX Московского международного кинофестиваля.
Театр
Благодаря сотрудничеству с Бергманом как в театре, так и в кино, Лив Ульман приобрела всемирную известность и получила возможность работать за границей. Она блистала на сценах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, переиграла весь репертуар Генрика Ибсена и была признана критиками лучшей Норой из пьесы «Кукольный дом». Лив Ульман дважды номинировалась на премию «Тони» — за главные роли в спектаклях «Кукольный дом» и «Анна Кристи».
В 1995 году она начала сотрудничать в Швеции с драматическим театром, в котором поставила пьесу «Откровенные признания», написанную по сценарию Ингмара Бергмана.
Режиссура
Лив Ульман сама поставила несколько кинофильмов, дебютировав в качестве режиссера в 1982 году новеллой в канадской ленте «Любовь».
В 1990-х годах Ульман поставив фильмы "Софи" (Sofie, 1993), "Кристин, дочь Лавранса" (Kristin Lavransdatter, 1994), "Личные признания" (Private Confessions, 1996), "Неверный" (Faithless, 2000) – два последних по сценарию Бергмана. Режиссерские работы Ульман, профессионально-зрелые и реалистичные, единодушно получили высокую оценку.
Лив Ульманн выступала также около 20-ти лет послом доброй воли от UNICEF и тогда же стала председателем Международного Комитета спасения.
В последние годы она ушла со сцены и с экрана и целиком сосредоточилась на писательском труде и кинорежиссуре.
В 1977 г. вышла её автобиография «Изменения» ("Changing"), а затем в 1984 году она стала автором книги "Прилив и отлив". Обе книги были переведены на несколько языков.
Личная жизнь
Тесные профессиональные отношения между Ульман и Бергманом нашли продолжение и в частной жизни: 1967 Ульман развелась с мужем и переехала к Бергману на остров Форе, где у них родилась дочь Линн. Период совместной жизни Ульман и Бергмана продолжался всего 5 лет, однако и впоследствии их дружеские и творческие отношения не оборвались. Линн подарила своей матери двух внуков (от двух браков) – мальчика и девочку.
Но жизнь Лив с Ингмаром никогда не была связана браком. Актриса была дважды замужем и дважды разведена. Её избранники были талантливыми людьми, но не так гениальны как Бергман. С первым, норвежским психиатром, она прожила 5 лет, с последним, бостонским бизнесменом в области строительства, – 10. Правда, несмотря на развод, они продолжают жить вместе.
(Перевод биографии: Lisochek)