Магали (прованская форма имени «Маргарита») Франсуаза Ноэль Камилла Гифрэ (окс. Magali Françoise Noëlle Camille Guiffray), или Магали Джиффра (тур. Magali Giuffra) — появилась на свет и до 7 лет жила в Турции, — её родители, выходцы из Прованса и Дофине, работали портовыми инженерами в Смирне.
Вместе с семьёй переехала во Францию, училась пению, музыке и танцу, — в 16 лет дебютировала (как певица) в знаменитом парижском кабаре «Бык на крыше». Параллельно изучала мастерство актёра на драматических курсах Катрин Фонтене при Комеди Франсез, и делала первые шаги на театральных подмостках.
Первый успех приносит роль служанки Клодины в мольеровском «Жорже Дандене», — со спектаклем знаменитого в будущем Жана-Мари Серро она триумфально гастролирует в 1949 году по Западной Германии. В 1954-м снова обратит на себя внимание в спектакле по пьесе Питера Устинова «Любовь четырёх полковников» (с молодым Жаном Рошформ), поставленном Жаном-Пьером Гренье в парижском Театре Фонтен.
В 19 лет получает первые роли в кино и на телевидении. В дуэте с Бурвилем снимается в фильме «Отдельно в Париже» (1951), в фильме Анри Декуана «Облава на блатных» (1954) работает c Лино Вентурой и Габеном (последний во время съёмок ласково зовёт её «Мом», — «Воробышек»).
В перерывах между кино и театральной антрепризой выступает в только что придуманной Аленом Бернарденом «Лошади» с пением «американских» пеcен и — в «Быке», c ариями из оперетт в ревю Марка Дольница.
Международная известность приходит после роли в «нуаре» Жюля Дассена «Мужские разборки» (1955) — сцена чувственного исполнения её героиней Вивиан песни «Разборка» в ночном клубе на фоне «китайских теней» сразу попадает в золотой фонд кино-классики.
Поcле — несмотря на роли в фильмах таких «мастодонтов» как Рене Клер («Большие манёвры», 1955, c Мишель Морган и Жераром Филипом) и Жан Ренуар («Елена и мужчины», 1956, с Ингрид Бергман, Жаном Маре и Мелом Феррером) — долгое время рассматривалась режиссёрами кино в основном как актриса на амплуа «вамп» в криминальных драмах.
Первая рок-певица
Магали Ноэль — первая исполнительница рок-н-ролла во Франции (и вообще — в Европе): записи исполненных ею песнен — в прежде не известном музыкальном жанре — были сделаны и стали популярны ровно в то самое время, когда печатались первые пластики Элвиса.
В 1956 году с Магали знакомится Борисом Вианом, — очарованный её ролью в «Разбоках», её чуть островатым с лёгкой хрипотцой голосом, а также на волне собственного «американизма» и любви к джазу, он предлагает актрисе, в ту пору активно занятой в ревю парижских кабаре, принять участие в записи нескольких песен. Песни эти, предупреждает Виан, написаны в совершенно оригинальном музыкальном стиле, «открытым» его недавно вернувшимся из Штатов приятелем Мишелем Леграном.
12, 13 и 14 октября 1956 Магали записывает для «Philips», куда по протекции Жака Канетти поэт только что поступил работать, четыре специально сочинённых для неё «рока», — на музыку его бессменного аккомпаниатора, джазового пианиста и композитора Алена Гораге. Они составили первую пластику Магали Ноэль — «Rock-and-Roll»: «Альгамбра-рок» (фр. «Alhambra rock»), «Галичный рок» (фр. «Rock des petits cailloux»), «Стрип-рок») (фр. «Strip-rock») и — нетленный «Сделай мне больно, Джонни!» (фр. «Fais-moi mal, Johnny!», — «первый садо-мазохистский рок во Франции!»). Ощутимый оттенок пародии выражал ироничное отношение джазмена к «новой музыке».
Песни Виана
«Самое прекрасно-сексуальное, что было произведено со времён Евы» - шутил Виан; он объявил Магали Ноэль своей любимой певицей и полагал, что со временем она, наконец, научится исполнять джаз по-настоящему. Кроме «роков», он написал для неё несколько песен. Последняя песня Виана (10 марта 1920 — 23 июня 1959), долгое время остававшаяся неизвестной — «Иветта» (имя её героини), предназначалась для итальянского фильма Камилло Мастрочинкве «Приезд парижанки» («Закон человека» — вышел в прокат уже после смерти поэта).
К творчеству любимого поэта актриса обращалась в самые разные периоды жизни. В 1989 году, к тридцатой годовщины со дня его смерти, Магали подготовила спектакль «Взгляд на Виана» (фр. «Regards sur Vian»), — композицию из песен, стихов, фрагментов прозы, историй из жизни. Концертная запись в Театре Бособр (Швейцария, 9 и 10 ноября), под руководством пианиста Ричарда Пиццорно, — основа одноимённого двойного альбома.
Известное «Сделай мне больно, Джонни!» Магали пела теперь вместе с дочерью Стефани, — исполнительская маска, с ноткой грусти признавала актриса, со временем неизбежно поменялась: «просьба» теперь звучала «от лица» некой «гранд-дамы», — что, впрочем, ничуть не умаляло виановского «рок»-юмора, а напротив, добавляло особой перчинки.
2008 году Магали Ноэль представила публике в Театре Пассажа в Нёвшателе моноспектакль по произведениям своих друзей и хороших знакомых из Коллежа патафизики — Жака Превера, Бориса Виана и Раймона Кено, — давнюю творческую задумку, с красноречивым названием — «Клан».
«Итальянский период»
В конце 50-х Магали вышла замуж за звезду Чинечитта Роберто Риссо и переехала в Италию, — не без надежды поменять свой кино-репертуар. В Италии она проработала 5 лет, снялась 26-и фильмах, и продолжала получать роли во французских полицейских драмах, — поразительным образом оставаясь вне поля внимания режиссёров «новой волны».
В это же время она продолжает с успехом выступать на драматической сцене — в основном в провинции. В 1957 она — Элиза Дулиттл в «Пигмалионе», который в лионский «Селестен» переносит Жан Маре (в собственном оформлении и костюмах); 1960-м там же и с тем же Маре она — Гитель Моска (сменив в этой роли Анни Жирардо) в висконтиевской постановке «Двое на качелях».
Феллини
В 1959 году, на съёмках под Римом их с Феллини представили друг другу: друг о друге они тогда знали не особенно много. «Потряси задницей», - сразу же крикнул режиссёр: желая понять, насколько она соответствует персонажу, — певичке-француженке Фанни. Магали, взглянув на страничку с небольшим текста её роли пришла в замешательство: «Да вы знаете кто я?! Я снималась в „Разборках“!» Феллини хохотал, а агент попытался убедить актрису, что съёмки у этого режиссёра — в общем-то хороший для неё случай: Магали согласилась, но потребовала обещаний увеличить роль, — так появилась заключающая «Визит отца» запомнившаяся сцена с Марчелло Мастроянни.
Помимо ролей в «Сладкой жизни» (1960), «Сатириконе» (1969) и «Амаркорде» (1973), Магали воплотила бродвейский вариант Кабирии — Чарити Хоуп Валентайн в мюзикле Боба Фосса и Пола Гловера «Милая Чарити» (1970, с Сиднеем Чаплиным и Жаком Дюби) и приняла участие в съёмках знаменитого документального фильма-портрета Гидеона Бахмана — «Чао, Федерико !» (1970).