Детство
Будущая актриса родилась 29 июля 1905г. в Бруклине, в семье Сары Гордон и Роберта Боу. Ее мать, дочь француженки и шотландца, по словам самой Боу была очень красива. Клара была третьим ребенком Сары и Роберта, но обе ее старшие сестры умерли во младенчестве — первая умерла через два часа после рождения, вторая прожила всего два дня. Мать не смогла перенести потери и повредилась в уме. Вынашивая Клару, она была уверена, что этот ребенок тоже протянет недолго и потому, когда девочка появилась на свет, даже не стала оформлять свидетельство о ее рождении.
Семья Клары жила в ужасающей бедности в маленькой съемной квартире. Ее отец, который скорее всего был умственно отсталым, никогда не работал, перебивался случайными заработками и редко появлялся дома, а когда все же приходил в семью, третировал жену и дочь — и морально, и физически. Когда Кларе было пятнадцать лет, отец изнасиловал ее. В отсутствие Роберта Сара зарабатывала на жизнь проституцией. Она водила клиентов домой и, пока обслуживала их в спальне, запирала маленькую Клару в платяном шкафу. Помимо психического расстройства, которое с каждым годом усугублялось, мать Клары страдала эпилепсией — приступы настигали ее иногда по три раза в день. Так как в семье не было денег на доктора, который мог бы облегчить ее страдания, Клара часто становилась свидетельницей припадков матери.
Клара росла сорванцом. По ее собственному признанию, она дружила только с мальчишками, никогда не играла в куклы и чувствовала себя стесненно в присутствии других девочек. Некоторое время она была очень дружна с соседским мальчиком по имени Джонни. Он был на несколько лет младше Клары, и она относилась к нему покровительственно, всюду водила с собой и защищала от уличных хулиганов — дело порой доходило даже до драки. Когда Кларе было десять лет, произошла трагедия. В квартире Джонни вспыхнул пожар, во время которого мальчик сильно обгорел и умер у Клары на руках. Она тяжело пережила смерть друга.
Начало карьеры
Еще в детстве Клара увлеклась кино. Она боготворила Мэри Пикфорд и была влюблена в киноактера Уоллеса Рейда, которого могла видеть в знаменитом историческом фильме тех лет «Рождение нации» Д. У. Гриффита. В 1921г., когда Кларе было шестнадцать лет, она решила принять участие в конкурсе «Слава и счастье», главным призом которого была небольшая роль в фильме «Дальше радуги». Для участия нужно было предоставить две фотографии. Клара уговорила отца дать ей доллар и отправилась в местную дешевую фотостудию. Снимки, по ее мнению, вышли ужасные, но тем не менее вскоре Клара получила письмо с приглашением явиться на конкурс. Ее внешность и ярко-рыжие волосы произвели впечатление на членов жюри, и они присудили Кларе Боу победу. В 1922г. она снялась в «Дальше радуги» — это был ее дебют в кино, — однако к разочарованию Боу эпизоды с ее участием были вырезаны при монтаже и увидели свет только спустя годы, когда была выпущена полная версия фильма.
Когда мать Боу узнала, что дочь собирается стать актрисой, она устроила скандал, заявив, что актерство сродни проституции и что она предпочитает увидеть дочь в гробу нежели на экране. Позже, уже после второго фильма Клары, Сара едва не убила ее — однажды ночью Клара проснулась и увидела, что мать стоит возле ее кровати с ножом для рубки мяса. В результате этого инцидента Клара до конца жизни страдала от бессонницы.
Признание и слава
На Клару Боу обратили внимание после ее второго фильма — мелодрамы о китобоях «По морю на кораблях». Ее карьера постепенно пошла в гору, хотя актрису не покидало чувство вины за то, что она пошла наперекор воле матери. Во время съемок в картине «Враги женщин» актриса узнала, что ее мать умерла, и, полагая, что виновата в ее смерти, тяжело перенесла эту потерю.
Встреча с одним из представителей кинокомпании «Preferred Pictures», которая имела место в том же году, определила звездное будущее актрисы. Он пригласил Боу на пробы, предложив оплатить ее проезд до Голливуда. Она согласилась, но при встрече с главой кинокомпании Б. П. Шульбергом не произвела на него впечатления — он даже начал сомневаться стоит ли тратить время на пробы. Однако пантомима всегда удавалась Кларе Боу и когда она появилась перед камерой, Шульберг остался более чем доволен результатом и заключил с актрисой контракт. Их совместная работа началась с мелодрамы о разлученных влюбленных под названием «Майские дни».
На протяжении последующих двух лет Клара снялась в двадцати трех картинах. Поначалу она была задействована на второстепенных ролях — играла любовниц «Высшая мера», «Возлюбленный Евы», «Путь наслаждений» и др., дочерей «Вино», «Пчеловод» и соседок «Дети Хелен» главных героев. В то время она получала не более 750 $ в неделю, но тем не менее, как только у нее стали водиться деньги, Боу перевезла в Голливуд своего отца. Он много пил и часто ставил ее в неловкое положение, заявляясь пьяным на съемочную площадку к дочери.
Клара Боу снималась не только на «Preferred Pictures» — Шульберг часто «одалживал» актрису другим кинокомпаниям. Такая аренда была довольно прибыльным занятием: пока Боу снималась на Warner Bros. «Целуй меня снова» или «Banner Productions Inc.» «Пустые сердца» продюсер получал около 3000 $ в неделю.
Постепенно Клара Боу завоевала любовь зрителей. В 1924г. она вошла в число подающих надежды молодых актрис и получила награду WAMPAS Baby Stars, которая в разные годы присуждалась Джоан Блонделл, Бесси Лав, Вере Рейнольдс, Джинджер Роджерс и др. Тогда же сформировалось ее актерское амплуа — в основном Боу играла строптивых сексуально привлекательных кокеток, наделенных независимым нравом и упрямым характером. Ее героини в погоне за богатством с легкостью разбивали мужские сердца, но в итоге всегда выбирали любовь, а не деньги.
Первая настоящая популярность пришла к Кларе Боу в 1925г. Шульберг снял ее в роли взбалмошной студентки Синтии Дэй в комедийной мелодраме «Пластмассовый век» и, так как картина снискала невероятный успех у публики, Боу в один момент стала одной из ведущих актрис «Preferred Pictures». Неожиданный взлет карьеры вскружил голову Боу, которой тогда было всего девятнадцать лет. Она стала встречаться со своим партнером по фильму, актером Гилбертом Роландом, что положило начало ее будущей скандальной репутации.
Восемь картин, в которых Клара Боу появилась в 1926г., закрепили ее успех. Наиболее известным фильмом этого года для Боу стала комедия Виктора Флеминга под названием «Капкан на мужчину», где молодая актриса исполнила роль неисправимой кокетки Алверны. По сюжету Алверна пытается обольстить любого мужчину, который попадается ей на пути, но в итоге выбирает настоящую любовь и тихое супружеское счастье в канадской глуши. Фильм был снят на киностудии «Paramount Pictures», главой которой к тому времени стал Шульберг и которая после успешного проката картины заключила с Боу контракт сроком на пять лет. В том же году Боу — по характеру похожая на своих героинь — стала встречаться с Виктором Флемингом, несмотря на то, что он был почти в два раза старше ее по возрасту.
Эта девушка
Слава Клары Боу достигла пика в 1927г., после того, как она снялась в роли продавщицы универмага Бетти Лу Спенс, влюбленной в сына своего босса, в комедийной мелодраме «Это» по одноименному роману Элинор Глин. Картина, премьера которой состоялась 19 февраля 1927г., с громким успехом прошла в кинотеатрах, а Боу получила прозвище It-girl — то есть эта девушка, — которое с тех пор стало определением молодой, сексуально притягательной особы, о которой все говорят и которая находится в центре внимания. В то время Боу действительно находилась в центре внимания — не только благодаря успеху на киноэкране, но и из-за своего вызывающего поведения и бурных романов (таблоиды также муссировали слухи о ее пристрастии к алкоголю и наркотикам). Руководство «Paramount Pictures» даже внесло особый пункт в ее контракт, предусматривающий выплату премии в 500 тысяч $, если до истечения срока контракта Клара будет удерживаться от публичных скандалов. Тем не менее это обещание не возымело действия. Поведение актрисы испортило ее репутацию и, несмотря на то, что она была по-прежнему востребована как актриса, голливудское общество отвернулось от нее — Боу перестали приглашать на приемы и вечеринки из опасения, что она совершит какой-нибудь неприглядный поступок.
Другим нашумевшим фильмом 1927г. с участием Клары Боу стала военная мелодрама «Крылья», где актриса исполнила роль медсестры Красного креста, влюбленной в летчика, который любил другую девушку. Эта картина вошла в историю кино еще и потому, что стала первым фильмом — и единственным немым, — получившим премию «Оскар».
Закат карьеры
Начиная с 1928г. карьера Боу постепенно пошла на спад. Она появилась всего в четырех картинах (примечательно, что все они в настоящее время считаются утерянными). Далее в 1929г. состоялся ее дебют в звуковом кино — в комедии «Дикая вечеринка», где Клара исполнила привычную роль легкомысленной красотки, сыграв влюбленную в своего преподавателя студентку Стеллу Эмс.
Клара Боу — подобно многим другим актрисам немого кино — с трудом осуществила переход к звуковым фильмам, так как привыкла к игре посредством выразительной пантомимы. Новоявленная необходимость говорить и следить за своим голосом — а в картине 1930г. «Любовь среди миллионеров» еще и петь — вызывала у нее боязнь микрофона.
Положение Боу окончательно пошатнулось после скандала с ее личным секретарем Дейзи Дево, которую актриса наняла в начале 1929г., чтобы та занималась ее счетами. Несмотря на то, что Дево привела финансовые дела Клары в порядок, через год она была уволена за излишнее внимание к актеру Рексу Беллу, с которым актриса тогда встречалась. Попытка Дево вернуть себе место была расценена Боу как вымогательство, и 6 ноября 1930г. Рекс Белл заявил на нее в полицию. Несмотря на то, что Дево отрицала обвинения в вымогательстве, Бёрн Фиттс — окружной прокурор Лос-Анджелеса и близкий друг руководства студии «Paramount Pictures» — заключил Дейзи в тюрьму и провел в ее квартире несанкционированный обыск. Так как никакого компромата на нее обнаружить не удалось, Дево вышла на свободу и немедленно подала в суд на Фиттса за незаконное задержание. Фиттс в свою очередь возбудил против нее ответное дело, предъявив Дево обвинение в тридцати пяти случаях присвоения денег Боу. Слушание дела началось при большом стечении публики 13 января 1931г. Присяжные признали Дево виновной только в одном случае денежных махинаций, но это не помешало судье приговорить ее к восемнадцати месяцам заключения. Откровения Дево, которая живописала на суде скандальные подробности личной жизни актрисы, привели к полному краху ее карьеры — летом 1931г. студия разорвала контракт с Кларой Боу. В том же году двадцатипятилетняя актриса вышла замуж за Рекса Белла и удалилась на принадлежащее ему ранчо в Неваде. Прежде чем окончательно прекратить свою карьеру, она появлялась на киноэкранах еще дважды — в 1932г. в драме по мотивам романа Тиффани Тайер «Называй ее дикой» и в 1933г. в музыкальной мелодраме «Шумиха», где исполнила роль ярмарочной танцовщицы по имени Лу.
Личная жизнь
В середине 1920-х актриса — рыжеволосая, с накрашенными бантиком губами — была признанным секс-символом Голливуда. Она скандально прославилась своими свободными нравами и многочисленными романами с коллегами по цеху. Так, известно, что в числе ее любовников были актеры Гэри Купер, Гилберт Роланд, Бела Лугоши, режиссер Виктор Флеминг. Она не скрывала своих похождений, что было довольно рискованно для тех лет, и могла прилюдно и не стесняясь в выражениях обсуждать своих любовников. В 1929г., когда ее карьера начала клониться к закату, Клара Боу познакомилась с актером, героем вестернов, Рексом Беллом. После двухлетнего романа пара поженилась 3 декабря 1931г. в Лас-Вегасе. В 1934г. у Боу и Белла родился сын Тони (поменял имя на Рекс Энтони Белл, умер в июле 2011), а в 1938г. — второй сын, Джордж.
Болезнь
В 1949г. у Клары Боу диагностировали шизофрению. Лечение — в том числе c помощью шоковой терапии — не принесло результатов, и вскоре актрису положили в психиатрическую лечебницу. В последующие шестнадцать лет, поселившись отдельно от мужа, она вела очень уединенный образ жизни и редко выходила из своего дома в Лос-Анджелесе. В 1954г. Рекс Белл был избран вице-губернатором штата Невада и умер в 1962г. Клара пережила его на три года и скончалась от сердечного приступа 27 сентября 1965г. в возрасте 60 лет.