Ранние годы
Настоящее имя актрисы – Фатима Рашид; Наргис (в переводе - Нарцисс) она стала зваться с 1943 года, снявшись вместе с матерью в фильме «Судьба» (режиссёр Мехбуб Кхан верил, что буква «Н» приносит ему удачу, и изменил имя девочки на Наргис). В одночасье она, 14–летняя девочка, стала знаменитой. Впрочем, это была не первая ее встреча с кино. Ее мать – актриса, певица, сценарист и режиссёр, основатель киностудии Джадданбаи – поставила в 1935 году картину «В поисках истины», в которой шестилетняя Фатима и дебютировала под именем Беби Наргис. Невзирая на богатство и славу матери, Фатима была воспитана в строгой мусульманской вере вместе с братьями Анваром и Ахтаром Хусейнами.
Жила на всём готовом, окружённая прислугой и разъезжая на авто с шофёром. Однако у неё практически не было детства, ибо ей пришлось с 5–ти лет работать, пусть и в фильмах своей матери. Её экранное имя тогда – Бэби Рани (что означает, маленькая королева).
Ей удалось доучиться в школе, пока ей не исполнилось 14 лет – она ходила в школу Королевы Марии в южной части Бомбея. Любимица учителей и учеников, особенно хороших результатов она сумела добиться в театральном кружке и в спорте.
Наргис рассказывала, что сама она думала об университете, собиралась после окончания школы учиться на врача, но что ею, мол, распорядилась Судьба... После «Судьбы» Мехбуба, фильма, который побил все рекорды доходности и считается одной из самых знаменитых картин военного периода, вряд ли она могла отказаться от карьеры киноактрисы.
Карьера в кино
В 1944 году Наргис снимается в фильме «Ромео и Джульетта» и входит в число наиболее популярных киноактрис.
Потом будут семь лет работы с Раджем Капуром. Уравновешенность, достоинство и мудрость - вот отличительные черты «Женщины в белом» (прозвище, приклеившееся к ней после того, как она начала сниматься с Раджем Капуром). Участие в его фильмах «Бродяга» и «Господин 420» приносит Наргис международную известность, в Советском Союзе это первая встреча с нею и - любовь навсегда. Сама Наргис эти картины не включала в число своих творческих достижений. «Фильмы эти, - говорила она, - были, несомненно, хорошими. Но мои роли в них, хотя и милые, с актерской точки зрения не были достаточно сложными».
Да, как ни странно, но её реноме великой актрисы утверждали отнюдь не капуровские ленты, столь популярные. Одновременно она снималась у режиссеров Х. А. Аббаса, К. Шармы, наконец, у классика индийского кино Мехбуба Хана, у нее были роли и в историческом «Хумаюне», и в мифологическом «Обете Бхишмы», и в упомянутом романтическом варианте «Ромео и Джульетты», и в ряде современных драм. Именно эти разнообразные роли позволили раскрыть Наргис ее сильный актерский дар.
Впрочем, это не столь уж и странно: Радж Капур сделал из Наргис «звезду» с постоянным и удивительно привлекательным имиджем - молодой, чистой и внутренне благородной женщины, всегда готовой поделиться добротой своей души, придти на помощь каждому обиженному и страждущему. Именно такой он ее показывал из фильма в фильм.
У других режиссеров Наргис играла и комедийные, и драматические, и трагедийные роли; у Аббаса, например, в «Невероятном случае» она сыграла сразу две роли - доброй, чистой девушки и порочной, злобной женщины. В этих, подчас очень сложных ролях, Наргис раскрылась как великолепная актриса, способная к перевоплощениям, естественная во всем, в каждом жесте, убедительная в любых образах, любых ролях, даже эпизодических. Индира Ганди писала после смерти Наргис: «Для миллионов кинозрителей Наргис останется символом огромного таланта и самоотверженности».
«Мать Индия»
Она неправдоподобно рано ушла из кино - точнее: ушла с экрана, перестала сниматься - в пору расцвета красоты, в момент наивысшего актерского успеха. Ее последней и самой знаменитой картиной стала «Мать-Индия» Мехбуба. В ней Наргис в роли Радхи показала типичную судьбу индийской женщины - с ранней юности до глубокой старости - судьбу сложную, противоречивую, внутренне тесно связанную с жизнью страны. Жизнь Радхи - Наргис - это ни на миг не прекращающаяся борьба за выживание, за достойное существование двух ее сыновей, но в этой вечной и отнюдь не победной борьбе Радха не утрачивает ни души, ни доброты, ни понимания необходимости мерить жизнь не по житейским благам, а по высшим духовным ценностям. За эту роль Наргис получит приз на международном кинофестивале в Карловых Варах. В Америке же, где «Мать-Индия» тоже показывалась, хотя и скромно, ее выдвигали на «Оскара».
В том же 1956 году, когда снималась «Мать-Индия», Наргис выступила в копродукции Индии и СССР - фильме «Хождение за три моря» В. Пронина и Х. А. Аббаса. Роль Чампы - крестьянской девушки, полюбившейся тверскому купцу Афанасию Никитину, которому понятна и даже родственна ее добрая открытая душа, - тоже была сыграна Наргис с блеском.
Личная жизнь. Уход из кино
И вот в этот момент наивысших актерских достижений Наргис - как отрубает все, что связано с актерством. В 1956 году она выходит замуж за Сунила Датта. Сегодня он известен как актер, режиссер и общественный деятель. В «Матери-Индии» он играл одного из двух сыновей Радхи, играл, надо заметить, средне, но привлекал внимание внешними данными - рослый, симпатичный, добродушный - до простоватости, пожалуй. На съемках случилась беда: вспыхнули декорации, огонь охватил и сари Наргис. Датт руками погасил пламя и вынес Наргис... Романтичная история, счастливо кончившаяся для всех (потому что вряд ли без помощи жены Датт стал бы тем, кем стал). К тому моменту, когда они встретились, Наргис была звездой, сыгравшей в 46 фильмах.
Порвав с прошлым, Наргис начала новую жизнь. В течение года на свет появился Санджай. За ним – дочери Намрата и Прия. Продюссеры ждали ее возвращения 9 лет. Она вернулась в единственном фильме «Saat Aur Din», и получила Национальную Премию за свою роль.
Выйдя замуж, Наргис заявила журналистам, что теперь ее дело - семья, воспитание детей, в общем - частная жизнь (а ведь ей было всего 28 лет). Но не совсем всё так. Она владела и руководила лучшей в Бомбее студией звукозаписи. Ее авторитет в мире кино был чрезвычайно велик - она имела почетнейшее звание Падмашри, которое дается за особые заслуги в области науки и культуры. Не удивительно поэтому, что ее избрали президентом ассоциации продюсеров (нужно знать склочный мир продюсеров и режиссеров, людей с преувеличенными представлениями о своих способностях, в Индии к тому же по большей части миллионеров, что дает им дополнительные возможности для влияния на общество, чтобы понять невероятность этого выбора).
Наконец, Индира Ганди назначила Наргис Датт членом Совета штатов парламента Индии.
Двадцать лет спустя после выхода фильма Мехбуба на экраны, Наргис боролась за свою жизнь в Нью–Йоркском раковом отделении госпиталя. Друг спешил навестить ее. В эмоциональном порыве он сказал водителю такси, американцу, что едет к женщине, которая сыграла «Мать Индию». Удивительно, но американец видел этот фильм. Это был единственный индийский фильм, который он смотрел за всю свою жизнь. Он не взял денег за проезд, а велел купить на них букет цветов для Наргис.
Она умерла от рака поджелудочной железы в 1981 году - в год экранного дебюта ее сына – Санджая Датта.