С 1927 г. - актриса Ленинградского театра Пролеткульта, затем - Ленинградского ТЮЗа. После окончания театрального техникума была актрисой Ленинградского театра комедии.
Актриса, прошедшая все этапы актерской карьеры: от ролей мальчиков и девочек, затем - героинь, до комических старух.
В 1945 г. перехала в Москву, в 1945-57 гг. - актриса Театра-студии Киноактёра, актриса и режиссёр киностудии им. М.Горького. В кино - с 1936 г. (первая роль - почтовая работница в фильме "Девушка спешит на свидание"). Совместно с В.Сухобоковым поставила фильм "Всё для вас" (1964). Принимала участие в озвучании мультфильмов. Скончалась в Москве 16 марта 1993 г.
Хулиганка-скандалистка
Мария Барабанова в детстве была отъявленной хулиганкой. Её постоянно выгоняли из школы. И когда это случилось в последний раз, она пришла домой и заплакала. На что папа, обожавший свою Маню до смерти, сказал: “Ты что плачешь? Подумаешь - выгнали! Школ много, а ты одна!”
Наверное, папина безумная любовь и всепрощение сыграли злую шутку в формировании Марии Барабановой как личности, потому что творила она всё, что хотела, по жизни - со скандалами меняла театры, добивалась новых ролей в кино, обустраивала чью-то личную жизнь, боролась, обличала, клеймила, любила, одаривала... И всё это проделывала с огромной энергией, искренне веря в свою правоту и непогрешимость. Она действительно считала, что всё делает правильно, и когда обнаруживала вокруг себя массу недоброжелателей или даже врагов, категорично называла их глупцами и бездарями. Тем не менее, даже недруги Марии Павловны были вынуждены признать её талант блистательной характерной актрисы, за плечами которой не только удачно сыгранные роли на сцене и на экране, но и работы в классике отечественного кино - фильмах “Доктор Калюжный”, “Принц и нищий”, “Новые похождения Кота в сапогах”.
Мария Барабанова родилась в 1911 году в Петербурге в семье Путиловского рабочего. Уже с пяти лет она твёрдо решила стать артисткой, и никто не сомневался, что ей это удастся. Поэтому, наигравшись в самодеятельности, Барабанова прямиком направилась в профессиональный театр, без образования. И что самое интересное, её приняли.
В Ленинградский ТЮЗ. Там она познакомилась с великолепной актрисой Клавдией Пугачёвой, от которой однажды услышала: “Всё, ухожу отсюда. Не хочу быть кастрированной актрисой!” Барабанова ушла вместе с ней, но задумалась о своём будущем. Решила учиться.
В институт сценических искусств она поступила легко, попала на курс к Борису Сушкевичу. Замечательный педагог, МХАТовец, он полюбил свою озорную, обаятельную студентку, но и на этот раз не обошлось без скандала. На последнем курсе студенты решили организовать театр Сушкевича. Из всех лишь одна Барабанова выступила против. Она заявила, что это будет скучно и неинтересно. “Вот Мейерхольд - это другое дело!” И тут вошёл Сушкевич. Кто-то из студентов выкрикнул: “Ну, Барабанова, скажи теперь всё это при Борис Михалыче!”И она, конечно, сказала. Сушкевич выслушал, подумал и отказался с ней заниматься. Пришлось Марии заканчивать институт с башкирским национальным курсом.
Барабанова не унывала. Тем более, что вскоре по распределению она попала в театр, о котором только можно было мечтать - в Ленинградский театр Комедии, к самому Николаю Акимову. Здесь она играла много и интересно, от деревенских неотёсанных мальчишек до французских великосветских проституток. А в 1935 году Мария Барабанова впервые оказалась на съёмочной площадке. Причём опять же из-за своего боевого характера.
В тот год в Ленинграде гостил Московский молодёжный театр. Как-то вечером артисты отправились кутить в “Асторию” вместе с местными студентами. За столиком оказалось семнадцать парней и одна девушка - Маша Барабанова - маленькая, курносая, боевая. В разгар веселья она обнаружила за соседним столиком солидную пару, причём дама “нахально” разглядывала юную артистку в лорнет. “Вы видели, какая наглая особа? - спросила Барабанова ребят. - Ну я сейчас пойду ей устрою!” Друзья еле удержали вспылившую девушку. А на следующий день ей пришло приглашение от режиссёра Вернера на роль в комедии “Девушка спешит на свидание”.
Уже через пару лет Мария Барабанова становится известной актрисой не только ленинградской сцены, но и всего советского кино. Эраст Гарин снимает её в роли юного санитара Тимофеича в картине “Доктор Калюжный” по пьесе Германа “Сын народа”. Фильм стал этапным не только для Барабановой, но и для исполнителей других ролей: Юрия Толубеева, Яны Жеймо, Аркадия Райкина. Но, что самое интересное, Марию Павловну утвердили не как актрису, а как мальчика, приглашённого на роль - настолько естественна была она в этом образе.
Пройдёт много лет, и подобное недоразумение повторится в более необычных условиях - в психиатрической лечебнице. Снимался фильм “Тайна Чёрных дроздов” по детективу Агаты Кристи. Мария Павловна играла сумасшедшую миссис Мак-Кензи, к которой приходит инспектор Нил. Её вывозили на инвалидной коляске, она произносила монолог и начинала “биться в истерике”. На одном из дублей мимо съёмочной группы проходил врач этой больницы. Он постоял, посмотрел на невменяемую пожилую женщину и обратился к оператору: “Вы бы заканчивали, а то нам трудно будет её успокоить”.
В 1941 году Марию Барабанову приглашают сразу на две главные роли в фильм “Принц и нищий”. Актриса вживается в образы Тома Кенти и принца Эдуарда. На съёмках общается с пластинкой - день в одном обличье, день в другом. Поначалу она разрывается между Москвой и Ленинградом, но вскоре ради съёмок бросает театр Комедии. Скандал произошёл и на этот раз, потому что Акимов не хотел отпускать от себя талантливую актрису. С началом войны студия Горького была эвакуирована в Сталинабад, где фильм был закончен, но сразу же началась работа в картине “Мы с Урала” и агитационных короткометражках.
Барабанова "ворочала" делами поистине государственного масштаба. В годы войны она сумела перебросить целый театр из одного города в другой. Находясь в Душанбе (тогда - Сталинабаде) со студией Горького, она получила из Алма-Аты письмо от артистов своего родного Театра комедии, из которого она ушла год назад.
Коллеги жаловались на невыносимые условия жизни, в которых они оказались. Барабанова пошла к первому секретарю ЦК партии Таджикистана и добилась приказа о переправке театра в Сталинабад. Вскоре после этого случая Мария Павловна оставила кино, закончила Высшую партийную школу и стала секретарем парторганизации киностудии имени Горького. С этого момента многим ее коллегам пришлось несладко, хотя в то же время кому-то её активность шла на пользу, например, Василию Шукшину, которого она опекала и никому не давала в обиду.
В 1944 Барабанова вернулась в Москву и осталась здесь уже навсегда. Снялась в “Модах Парижа” и “Русском вопросе” и неожиданно исчезла с экрана. Необузданный темперамент Марии Павловны заставил её заниматься построением партийной карьеры и созданием семейного уюта. С первым было проще. Барабанова закончила Высшую Партийную Школу и стала секретарём парторганизации киностудии. С этого момента многим её коллегам пришлось несладко, хотя в то же время кому-то её активность шла и на пользу. Однако человек, способный вынести темперамент Барабановой дома, на дороге не валялся. Она упорно искала мужчину своей жизни, несколько раз выходила замуж, родила дочь. В результате кино выпало из её биографии на целых десять лет. К тому времени о Барабановой успели позабыть, поэтому актрисе была необходима ударная заявка о себе, мощное напоминание. И это произошло.
В 1957 году, узнав о пробах актрис на роль Кота в сапогах в киносказке Александра Роу, Мария Павловна влетела в чей-то кабинет и, стукнув кулаком по столу, сказала: “Эту роль буду играть я, и никто другой!” Фильм получился. Рецензенты актрису похвалили. Но вновь наступило затишье. Режиссёры не знали, что с ней делать, ведь Кот в сапогах - роль для травести, а кино всё больше снимало “настоящих” детей, и 50-летней актрисе делать в нём, вроде как, было нечего.
Тогда Барабанова делает ещё один отчаянный шаг - она сама снимает фильм. Вместе с режиссёром Владимиром Сухобоковым приступает к созданию кинокомедии “Всё для вас”. В ролях - блистательные артисты Татьяна Пельтцер, Леонид Куравлёв, Ольга Аросева, Борис Иванов, Леонид Харитонов, Борис Бибиков, Рина Зелёная. В фильме много песен, танцев. Интерьеры выполнены в тогда ещё немодном, но всё же новаторском духе условности: яркие краски, фанерки и щиты, минимум реквизита.
По сюжету, героиня Барабановой - Маша Петровна Барашкина - инструктор горисполкома, которая трудится исключительно на благо родного города. Она и больницу построила, и стадион отгрохала, и даже ателье мод открыла. Но всё равно её никто не понимает, ни руководство, ни клиенты, ни даже любимый человек. Вся жизнь Маши Петровны Барашкиной проходит в сплошной суете, ей не до себя. По сути, Барабанова ставила автобиографию. Она пыталась доказать, что Маша Петровна - и есть Мария Павловна (даже фамилию-имя-отчество Барабанова придумала схожие со своими), что и её жизнедеятельность направлена только на благо других, “всё для вас”!
Фильм провалился. Его не признали ни критики, ни зрители. Хотя сама Мария Павловна считала его вполне удачным, как и всё, за что она бралась. Но это уже было не так важно. Барабанова вновь на экране, вновь погружена в любимое дело. Теперь её героини - бабушки: “Финист - Ясный сокол” (старушка-веселушка), “С весельем и отвагой” (Олимпиада Васильевна), “Пока бьют часы” (тётушка Пивная кружка), “Женщина в белом” (миссис Вэзи), “Катенька” (Танечка), “Сукины дети” (мать Бусыгина). Она с блеском исполнила роль Бабы Яги в сказке Надежды Кошеверовой “Как Иванушка-дурачок за чудом ходил”, постаравшись “назло Жорке Милляру” ещё больше умилить и сдобрить этот популярный образ. Сцена, разыгранная Олегом Далем и Марией Барабановой -самая интересная и озорная во всём фильме. А Марии Павловне нравилось озоровать. Когда режиссёр Ефим Грибов предложил ей сыграть бандершу-еврейку в картине “Мы едем в Америку”, она поначалу удивилась: “Ну где ты видел бандершу с такой детской физиономией? И что это за еврейка с таким курносым носом?” Но тут же заинтересовалась. Ведь это опять перевоплощение! Ведь это опять может быть смешно!
К сожалению, больше Мария Барабанова на съёмочную площадку не вышла. Она тяжело заболела и умерла в 1993 году с новым сценарием в руках, оставив после себя замечательные роли и тайну своей непредсказуемой души.
Похоронена на Новодевичьем кладбище.