Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в районе Чистых прудов (по другим источникам — в деревне Сухой Ручей, (ныне Калининского района, Тверская область, Россия)). В детстве она много времени проводила на родине своего отца, в деревне Сухой Ручей Тверской (тогда — Калининской) области.
Ее родители были абсолютно разными людьми. Александра Андреевна, окончившая коммерческое училище, мечтала о другой жизни. Однако ей приходилось смотреть реально и быть прилежной хозяйкой и матерью четырех детей. У Кузьмы Васильевича, был мягкий, тихий, покорный характер, а Александра Андреевна презирала окружающую обстановку, всегда стремилась ее изменить. Характер мамы передался и Вере Васильевой .
Через некоторое время после рождения Веры , их семья переехала в Москву, поселившись в коммунальной квартире.
Родители работали на заводе, старшие сестры были заняты своими девичьими интересами, и Вера часто оставалась одна и была предоставлена самой себе. Она много читала, особенно любила дореволюционную детскую писательницу Лидию Чарскую, автора романов "Княжна Джаваха" и "Записки институтки".
Однажды мамина приятельница повела Веру в Большой театр на "Царскую невесту". Ей открылась совсем другая жизнь: ошеломляющая, непохожая на их скромное существование. С этого момента она влюбилась в театр. Вера читала все, что можно было найти о театре, особенно любила старые театральные журналы. Тогда же она открыла для себя и оперу.
Вера заразила любовью к театру и свою подружку. Девчонки на пару копили деньги, однажды даже продали свои учебники, оставив один комплект на двоих - и все это для того, чтобы попасть пусть на галерку, но в театр.
В пятнадцать лет произошло событие, чуть было не ставшее роковым. Трудно сказать, что сыграло роль - то ли разочарование жизнью, в сравнении с блистающим миром театра, то ли что то еще… Вера вооружившись бритвой, попыталась вскрыть себе вены. Но к счастью, поранила себе пальцы, оставив на локтевом сгибе неглубокие порезы. Небольшие шрамы остались напоминанием о безрассудном поступке.
Война
В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мама с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив медицинский институт, уехала в Киргизию, другая сестра - Антонина - работала в одном из учреждений Народного комиссариата обороны и в октябре 1941-го тоже уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на завод, где продолжал трудиться шофером ее отец.
Несмотря на трудности военных лет, мечта об актерской профессии не покидала Веру Васильеву . Однако, как ни странно, после школы Вера отправилась поступать … в цирковое училище. Но первый же экзамен - по физической подготовке - стал для нее непреодолимым препятствием. Она, далекая от спорта, не смогла перепрыгнуть "козла". И тогда она осуществила свою дальнюю мечту - в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище на курс В. В. Готовцева.
Настя Гусенкова
В кино Вера Васильева дебютировала, будучи студенткой театрального училища, в 1945 году - в эпизодической роли в комедии "Близнецы".
В 1947 году Вера Васильева сыграла свою первую большую роль - Настю Гусенкову в фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской".
Ассистентки режиссера Ивана Пырьева отбирали кандидаток на главную роль для фильма "Сказание о земле Сибирской". Приглашена была в числе других претенденток и студентка театрального училища Вера Васильева . Она готовилась к кинопробе всю ночь и явилась вся накрашенная, с завитыми волосами, словом, перестаралась.
Вот как она сама рассказывает об этой кинопробе: "Пырьев задает два-три вопроса - где живу, где учусь. Меня от страха как бы не существует. Я жалка и внутренне скована, не верю в себя, душевно поникла.
Вдруг он зовет тех самых ассистенток, и чувствуется, что они ощущают себя виноватыми, а главное - они явно недовольны моим видом. Объясняют, что вчера я была совсем другая. "Милая, скромная девочка, а сейчас она... Совсем не то". Он отрывисто приказывает: "Подите расчешите ее как следует, заплетите косички, наденьте костюм Настеньки, сфотографируйте, а потом зайдете... ".
Когда я снова очутилась в его кабинете, он вновь осматривает меня, но уже чуть внимательнее, добрее. Потом вдруг неожиданно приказывает: "Принесите два простых чулка". Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась - значит, с ногами не все в порядке. Наконец принесли чулки. Иван Александрович скатал чулки в два комка, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: "А то лицо толстое, а фигура - тощая".
Так я и снималась с подложенной грудью, а талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники".
На съемках молодая актриса держалась скромно, особняком от уже известных, маститых актеров. Они же над ней снисходительно подшучивали, относились как к маленькой. Лишь знаменитый Борис Андреев подходил к ней и добродушно басил: "Ну что, птаха ты моя, сизокрылая".
За роль Насти Гусенковой Вера Васильева была награждена Сталинской премией. Но главное, это - то, что актрису заметили и полюбили зрители.
Признание
В 1948 году Вера Васильева окончила театральное училище и стала актрисой московского театра Сатиры. Первой работой в театре стала главная роль в спектакле "Лев Гурыч Синичкин".
К началу пятидесятых годов она уже стала признанной молодой звездой. Именно в тот момент в театре появился режиссер Борис Иванович Равенских. Энергичный, талантливый, красивый он нравился всем актерам. Не удивительно, что Васильева была очарована и покорена им. Некоторое время он приходил в ее семью, установил замечательные отношения с мамой Веры Васильевой . Однако затем Борис Иванович (который кстати был женат) перешел в Малый театр и они расстались. Теперь Вера Кузьминична понимает, что это спасло ее как актрису. Иначе он бы так и подавлял ее своим авторитетом, а она продолжала бы подчиняться…
В начале 50-х годов Равенских поставил спектакль "Свадьба с приданным". Этот спектакль стал самой важной вехой в жизни актрисы. Режиссер недаром предрекал ему славу. Так и вышло. Пьесу играли девятьсот раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм.
За роль Ольги Вера Васильева получила еще одну Сталинскую премию. А роль Максима, ее сценического жениха, обаятельно сыграл актер Владимир Ушаков, только что вернувшийся из Германии и введенный в состав труппы театра. "Он приехал в наш театр роскошным, импозантным, блистательным", - вспоминает Вера Васильева . Нежные чувства актеры с экрана перенесли в реальную жизнь. Три года Ушаков ухаживал за Васильевой , добивался ее руки. Наконец вся страна узнала об их свадьбе. Об этом сообщила даже советская кинохроника, что было совсем не характерно для тех лет. С тех они уже полстолетия живут вместе. Детей у них нет.
Дальнейшие работы в кино и театре
В кино Вера Кузьминична сыграла около полусотни ролей. Однако по настоящему больших и заметных ролей больше почти не было. Зрители запомнили ее в роли графини в постановке спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1973), городничихи в "Ревизоре" (1982). Среди других заметных работ - роли в комедии "Похождения зубного врача", телевизионной, музыкальной комедии "Подарок судьбы".
Вера Кузьминична работала в мультипликации, озвучивала мультипликационные фильмы: "Умка ищет друга", "Приключения Васи Куролесова" и другие.
Всю свою жизнь она проработала в театре Сатиры. Изредка ее приглашали в спектакли другие театры. Так в 1997 году она сыграла в спектакле "Блажь" Нового драматического театра. Роли в театре Сатиры: Ольга Степанова ("Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова), графиня Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" ), Анна Андреевна ("Ревизор" ), Домна Платоновна ("Воительница" по Н. С. Лескову, 1988) и др.
В последние годы неувядаемая актриса вновь появляется на экране. Одна из ее последних работ - роль в сериале "Все смешалось в доме".