Родилась 4 мая 1926 года в Ленинграде.
В 17 лет ушла добровольцем на фронт. В боях была ранена, контужена.
В 1949 году окончила ВГИК и вошла в штат Театра-студии киноактёра (1949–1950, 1956–1957 годы).
В 1950–1952 годах выезжала с труппой советских артистов в двухлетние командировки в Китай.
В 1954–1956 гг. – актриса театра Северной группы войск в Польше.
В 1957–1959 гг. — актриса театра Западной группы войск в ГДР.
С 1959 года — актриса киностудии имени Горького.
Несколько сезонов снималась на телевидении в передаче, посвящённом русскому языку — для финнов.
Жила в Москве, и лишь в последние годы перебралась в Питер к мужу.
Ушла из жизни 1 июня 2008 года в Санкт-Петербурге.
Война
Ровно в 17 лет, Зоя записалась добровольцем на фронт. Даже не сдавала экзамены в 10–м классе. В июне 1943 года она приехала под Воронеж. Попала в метеорологическую службу, в зенитные войска. Нужно было давать сводку погоды, баллистический ветер на разных высотах. Это было важно для самолетов, для зенитных орудий, чтобы снаряды попадали точнее в цель.
И была ранена Зоя в первый же месяц, при бомбежке. Машина попала в какую-то воронку, и у неё было осколочное ранение лица. Но ничего, поправилась. Прослужила 1,5 года: с июня 1943-го прошла Воронеж, Курск, Нежин и Киев. И в конце 1944-го года, в октябре, была демобилизована. Их, девчонок, стали отправлять домой.
И даже будучи в армии в какие-то промежутки между боями и пела, и танцевала. У них даже проводился смотр художественной самодеятельности фронтов. Это было где-то в 1943-м году, бригаду отправили в Москву, где она заняла первое место. Поделила его с ансамблем Московского округа.
Ранние годы. Несостоявшаяся певица
Отец актрисы – военный, Николай Васильков, был генерал-лейтенантом. В школе Зоя мечтала, что будет штурманом дальнего плавания. Но всегда участвовала в самодеятельности.
А когда Зоя была демобилизована для продолжения учебы, то поступила в Киевский архитектурный институт, потому что неплохо рисовала. Проучившись там семестр, она осталась недовольна — приходилось слишком много заниматься физикой, которую она терпеть не могла. Поэтому, имея хороший голос, от природы поставленный, звонкий, сильный, Зоя ушла в музыкальное училище.
Её приняли сразу на второй семестр на отделение оперетты. Но однажды в зал, где она распевалась, вошел директор училища поинтересоваться, что это за голосистая студентка. Зоя представилась и сказала, что готовится поступать в консерваторию. «Боже, зачем вам идти туда? У вас сегодня есть голос, а завтра нет! — воскликнул он. — Вот если ваши данные совместить с драматическими способностями, вы будете кладом для театра!»
Зоя подумала, решила, что кладом быть хорошо, и вместо консерватории поступила в Киевский театральный институт. Училась на русском отделении у Константина Павловича Хохлова. (Кстати, к сожалению, петь ей так и не пришлось ни в кино, ни в театре. Тогда было немодно, чтобы драматические актеры пели. Хотя в капустниках Театра киноактера у неё был замечательный номер: они с Юрой Чекулаевым исполняли опереточные куплеты на злобу дня — о том, как актеров кино в кино не снимают).
Но через год отца по службе перевели в Москву, и вся семья переехала из Киева туда, так что Зое пришлось искать институт, где учиться. В Вахтанговское брали только снова на первый курс, и тогда она поступила во ВГИК на курс В.В. Ванина.
Карьера
Зоя Василькова мечтала о хороших ролях, но, к сожалению, когда в 1949-м закончила институт, кинематограф был в страшном застое. И чтобы не потерять свою квалификацию, просидев почти год без работы в Театре-студии киноактера, она подписала контракт и уехала в Китай. Там существовал этакий мини-театр от министерства путей сообщения. Они делали небольшие спектакли, разъезжали с концертными бригадами — обслуживали наших соотечественников.
Через два года Зоя вернулась. Поснималась на Киевской студии, сыграла у Рошаля в «Сестрах» Елизавету Киевну. А в общем, работы было мало, и она опять уехала. На этот раз в Польшу, в Северную группу войск. Их театр обслуживал военный контингент. Через два года отправилась в Германию в Западную группу войск...
Артистам приходилось очень тяжело, потому что каждый день играли спектакли, каждый день — работа. Жили в Потсдаме, а объездили всю Германию. Каждый день одно и то же: поездки за 200 км, а после спектакля — те же 200 км обратно в автобусе. Рассказывает актриса: «Спать хочется, сил никаких. Жутко тяжело. Но нас очень хорошо принимали, потому что для людей, которые жили в течение 2–4–х лет за рубежом, услышать русское слово, увидеть русский театр, хорошие спектакли, концерты было очень приятно и важно».
Работы в кино
Мастер эпизода. В 1960-х годах снималась под фамилией мужа - Зоя Чекулаева.
В кино – с 1956 года, первая роль - Лена в фильме «Путешествие в молодость».
Исполнила более 130 ролей и эпизодов. Ведущая исполнительница эпизодических ролей в 50-90-е годы.
Зоя Николаевна играла, преимущественно, русских женщин: боярынь, графинь или, наоборот – девок, нянек, казачек. В фильмах о современности Василькова создала галерею бытовых характеров. Каждый, кто хоть раз смотрел советскую комедию «Джентльмены удачи», помнит дворничиху со свистком, которая со всех ног погналась за Василием Алибабаевичем, одним из героев знаменитой четверки, когда те отправились «на дело» в детский сад. У Зои Васильковой еще 130 таких же ролей, веселых, забавных и трогательных.
Она снималась в киносказках Александра Роу и Александра Птушко: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Екатерина II), «Королевство кривых зеркал» (зеленая дама), «Сказка о потерянном времени» (продавщица яблок), «Огонь, вода и медные трубы» (советница подводного царя), «Варвара-краса длинная коса» (мамка), «Руслан и Людмила» (мамушка) и др.
Другие известные роли Васильковой: Ульяна («Когда казаки плачут»), соседка Зоя Николаевна («Дети Дон Кихота»), дворник («Джентльмены удачи»), губернаторша («О бедном гусаре замолвите слово»).
Личная жизнь
Зоя Николаевна вышла замуж за Юрия Чекулаева на втором курсе ВГИКа, то есть сразу, как она туда поступила. Это была любовь с первого взгляда. На третьем курсе родился сын. Так что начало её жизни в кино совпало с началом жизни семейной.
Чекулаев был очень красивым мужчиной этакого американского типа. Может быть, поэтому у него совсем не было работы. Из-за него-то она и ездила по заграницам. И в Китае, и в Польше, и в Германии они были вдвоем. Прожили мы вместе 20 лет, а потом расстались. С ним стало очень трудно. После развода Зоя Николаевна вернула себе девичью фамилию.
Сын Андрей пошел по стопам деда–генерала, работал военным переводчиком. Сейчас он подполковник в отставке, занимается бизнесом. А внучка Катя чуть было не стала актрисой. Ее все знают — она снималась в фильме «По семейным обстоятельствам» в роли той самой «Фефочки», к которой приходил логопед Быков. Произошло это совершенно случайно.
За 1,5 года до смерти Зоя Василькова влюбилась. Феликс Константинович Иванов, моряк и капитан 1-го ранга, всю жизнь любил Зою, милую девочку, которая ловила в сачок дафний. Они жили в Баку в одном дворе. Но война разлучила их, когда обоим было по 16 лет: Зоя уехала в эвакуацию, а Феликс ушел на фронт. Снова они встретились, когда им было по 80. И с тех пор больше не расставались.
Он увидел её портрет в журнале, узнал (он не знал, что она стала актрисой) и нашёл её адрес и телефон через своих друзей в ФСБ. Зоя Николаевна говорила: «Я с ним счастлива очень, очень… Мы постоянно смеемся, хохочем!», на что сам Феликс отвечал: «Зоя – моя любовь, которую я так долго ждал – всю свою жизнь»…