Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957 г.), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории - его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова.
Сотрудничество Микаэла Таривердиева с кинематографом началось с 1958 года, когда на экраны вышел фильм "Юность наших отцов". Всего же композитор написал музыку более чем к 130 фильмам, в том числе - к легендарным сериалу "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1976), "Мой младший брат", "Человек идет за солнцем" (1961), "До свидания, мальчики" (1964), "Любить" (1966), "Король-олень" (1976), "Летние люди, дачники" (1995) и др.
Известность пришла к Микаэлю в тридцать лет. А своё первое звание, заслуженного деятеля искусств, он получил в пятьдесят. Он ценил госпремию за музыку к фильму "Ирония судьбы" и был благодарен Эльдару Рязанову за то, что тот его отстоял, хотя музыкальная комиссия по госпремиям выступала против.
Таривердиева при жизни причисляли к кинокомпозиторам. Сам Микаэл Таривердиев считал главным делом своей жизни считал академическую музыку. С его оперы "Кто ты?" начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера "Граф Калиостро" около 20 лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.
Но тот же "Граф Калиостро" не может конкурировать в популярности с музыкой "Семнадцати мгновений весны".
Таривердиев пытался бороться с низкопробной попсой. Он выступал с публикациями против пошлости на эстраде, вёл телепередачу о классике. Считал, что многое можно изменить, если телевидение будет проводить грамотную музыкальную политику. Как председатель конкурсов эстрадной песни пытался влиять на музыкальную ситуацию. В те годы на эстраде была совсем другая атмосфера: в жюри сидели действительно личности - композиторы и поэты. Они ездили по стране, устраивали прослушивания, вытаскивали талантливых ребят из глубинки, давали им "путёвки в жизнь". Так были найдены и Роза Рымбаева, и София Ротару. Таривердиеву и Пахмутовой пришлось отстаивать семнадцатилетнюю Тамару Гвердтцители. И когда в одном из последних интервью Микаэл Леонович сказал, что разочарован тем, что не может повлиять на музыкальную ситуацию, журналист ему ответил: неправда, маэстро, вы повлияли на неё! И это действительно так.
Мало кто знает, что в Большом театре должен был выйти балет Таривердиева "Девушка и смерть". Балет был уже подготовлен, сооружены декорации, сшиты костюмы, отпечатаны билеты, но за несколько дней до премьеры, 2 апреля 1987 года, спектакль закрыли.
В 1966 году Таривердиев написал оперу "Кто ты?" на современный сюжет Василия Аксёнова. Она вобрала в себя поэзию Винокурова, Евтушенко, Вознесенского, Поженяна, Львовского (кстати, знаменитая песня "На Тихорецкую состав отправится" из этой оперы). То была попытка сделать оперу в русле третьего направления, которое тогда провозгласил композитор: соединение качества академической музыки с доступностью эстрады. Уже потом Рыбников, Гладков, Дашкевич, Минков, каждый по-своему, продолжили это начинание. Появилась возможность говорить с публикой о серьёзных вещах демократическим языком.
Но рок в чистом виде Микаэл Леонович не воспринимал. Хотя очень ценил то, что сделал в этом направлении Алексей Рыбников. Рок, как стиль, был Таривердиеву чужд из-за больших децибел и жесткой ритмической структуры. Микаэл Леонович - композитор лирический, интимной интонации и меняющихся метров и ритмов внутри произведения. Он и к поэзии с простеньким ритмом никогда не обращался.
Когда речь шла о творчестве, Микаэл Леонович был очень требовательным и делал только то, что казалось интересно ему, что было созвучно его внутренней логике. Не всякий исполнитель мог выдержать такое напряжение. Поэтому он с кем-то расставался, кто-то сам уходил, кто-то потом возвращался. После того как он с Аллой Пугачёвой записал "Короля-Оленя" и "Иронию судьбы", певица получила известность, но пошла по совершенно иному пути. Это её выбор и её право. Она стала абсолютно не его исполнителем. Композитор повлиял на исполнительскую манеру Иосифа Кобзона, сделав с ним песни из "Семнадцати мгновений весны". К Микаэлу Леоновичу обращались очень многие известные эстрадные певцы с предложениями поработать. Он отказывался.
Микаэл Леонович сам никогда не занимался продвижением своих вещей. Он жил своей внутренней жизнью, поэтому и сохранил себя. Музыка приходила к нему как нечто целое, и сразу, была своего рода откровением. Он её слышал, фиксировал и расшифровывал. Иногда музыка ему снилась, или он просто садился и играл её.
Композитор никому и никогда не позволял вмешиваться во внутреннюю структуру своих произведений. Не хотите исполнять - не надо. Придёт время, исполнят.
В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа ("Кассандра", "Полифоническая тетрадь"), "Десять хоральных прелюдий, Симфония для органа "Чернобыль", в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и "Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра", написанный композитором по заказу замечательного музыканта Юрия Башмета.
Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы "Новые имена".
Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в Москве.
В 1988 году была учреждена Премия им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля "Кинотавр". В 1997 году вышла книга композитора "Я просто живу". С 1999 года раз в два года проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева.
Фотографии предоставил: DeniSEttexoR